Мали
Мали
Сирия
Сирия
Польша
Польша
Чехия
Чехия
Замбия
Замбия
Гвинея
Гвинея
Монголия
Монголия
Палау
Палау
Мальдивы
Мальдивы
Венгрия
Венгрия
Аргентина
Аргентина
Либерия
Либерия
Ливия
Ливия
Австрия
Австрия

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Россия:

О стране
Гостиницы и отели
Все статьи


Зимний отдых в Карелии

Путешествие к Байкалу

Сергий Радонежский (Радонежский Варфоломей Кириллович)

Федор Шаляпин. Две жены, девять детей и миллионы поклониц

Вера Холодная. Прекрасный призрак

Леонид Филатов устроил Парнас в центре Москвы

Галина Уланова. Неприступная королева танца

Мстислав Ростропович. Человек таланта и добродетели

Любовь Орлова. Секс-символ советской эпохи

Николай Миклухо-Маклай. Человек с Луны

Муслим Магомаев. Всенародный маэстро

Игорь Крутой. "Звездный" композитор

Алла Пугачева. Мои года - моё богатство...

Георгий Вицин, или как Трус победил Гамлета

Булат Окуджава . Дворянин арбатского двора


Россия - Промышленник и меценат- Савва  Мамонтов

Промышленник и меценат- Савва Мамонтов

  

Подраздел: Cтатьи о России | Россия
Страницы: 12

И. Е. Репин. Портрет Саввы Мамонтова."Твой дом, как и сердце Твое, был открыт для всех нас. И мы тянулись туда, как растение к теплу. Не Твое богатство манило нас ..., а то, что в Твоем доме мы, художники, чувствовали себя объединенными, отогретыми, бодрыми духом". Так писал в самом конце XIX века известный российский скульптор Марк Антокольский. Его прочувственные слова были обращены к промышленнику и покровителю искусств С. И. Мамонтову.

Савва Иванович Мамонтов был человеком талантливым. Он занимался скульптурой, писал либретто для спектаклей, выступал в качестве актера и режиссера. Но главный его дар состоял не в этом. Мамонтов обладал удивительной способностью - разглядеть чужой талант задолго до того, как он становился очевидным для всех. Он был одним из первых представителей той славной плеяды российских купцов-меценатов, к которой принадлежали М. П. Боткин, И. А. Морозов, С. И. Щукин.

Потомственный предприниматель, Мамонтов родился в 1841 году в Ялуторовске, лежащем на великом Сибирском тракте. Отец Саввы Ивановича, Иван Федорович, служил здесь по "откупной части". Самое примечательное в Ялуторовске середины прошлого века то, что этот город был местом поселения декабристов; и И. Ф. Мамонтов принадлежал к тем просвещенным сибирским купцам, кто помогал "политическим преступникам". Так что самые ранние впечатления Саввы Мамонтова связаны волнующими посещениями их дома ссыльными декабристами. И впоследствии в доме самого Саввы Ивановича, по свидетельству его сына, всегда поддерживался "особый культ" декабристов.

Отец Мамонтова развертывал широкое дело, и семья переезжала из одного города в другой, пока около 1850 года не обосновалась в Москве. И. Ф. Мамонтов обладал тонким чутьем нового, пониманием потребностей экономического развития. Он был основателем акционерного железнодорожного общества, проложившего Московско-Ярославскую дорогу, участвовал в разработке первых нефтяных промыслов в Баку. Свойство улавливать новое унаследовал от отца его третий сын Савва, самый знаменитый из восьмерых детей купца Мамонтова. В 1869 году, после смерти отца, Савва Иванович Мамонтов унаследовал все его дела. А за два года до этого он женился на Е. Г. Сапожниковой и зажил своим домом.

Постепенно, помимо коммерческих дел, все больше внимания, времени, средств Савва Иванович стал уделять искусству. Еще в юности он страстно увлекался театром, что послужило даже причиной разногласий между ним и отцом. С конца 1860-х годов Мамонтов проявляет интерес к изобразительному искусству.

С тех пор всюду: в Италии и Франции, где Савва Иванович путешествовал с семьей, в московском доме на Садовой-Спасской, в подмосковном имении "Абрамцево" - его окружали художники. С именем Мамонтова связаны имена Репина, Поленова, Серова, Врубеля, братьев Васнецовых, Остроухова, Нестерова, Малютина, Неврева, Антокольского. Энергии и личной одаренности Мамонтова обязаны своим происхождением такие важнейшие явления русской культуры второй половины XIX века, как Абрамцевский кружок и Московская частная русская опера, на сцене которой впервые выступил Шаляпин.

В 1970 году Мамонтовы купили усадьбу "Абрамцево", бывшее имение писателя Аксакова. На протяжении четверти века после этого его гостями и жителями были многие талантливые люди, цвет русской художественной интеллигенции. Здесь, на "лучшей в мире даче", по выражению И. Е. Репина, сложилась первая в истории России художественная колония, которая объединила единомышленников - энтузиастов нового искусства.

В этом смысле Абрамцево с его культом универсализма художника, с его мастерскими, где производили предметы прикладного искусства, мебель, детали архитектурного оформления, может служить исторической параллелью таким явлениям европейской культуры, как Понт-Авен во Франции или Ворпсведе в Германии. Мамонтовский кружок выразил очень характерную черту времени - тенденцию к созданию целостной художественной среды.

Чтобы оценить значение Абрамцевского кружка, достаточно назвать лишь некоторые художественные итоги его деятельности. В Абрамцеве создавал многие свои работы Репин, в том числе цикл портретных зарисовок гостей и хозяев дома. Эти карандашные наброски, даже лучше, чем законченные живописные портреты, передают атмосферу домашней жизни мамонтовской семьи. Изображая героев за чтением, беседой, чаепитием, художник смотрит на них как бы изнутри, глазами посвященного. Персонажей репинских портретов объединяет общая духовно-интеллектуальная среда - стиль жизни, созданный Саввой Ивановичем Мамонтовым.

В 1887 году В. А. Серов написал в Абрамцеве свой самый знаменитый портрет "Девочка с персиками".

 Страницы: 12

С этой статьей о России также читали:

  Жуковский Василий Андреевич

  Фаина Раневская. Мудрость глупой жизни

  Пермь

  Анна Андреевна Ахматова

  Государственный музей - заповедник «Коломенское»

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU