|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Узбекистан: О стране Гостиницы и отели Все статьи Узбеки Сказочник из детства «Белое золото» Узбекистана На память о сказочной стране Туризм Узбекистана Государственная символика Узбекистана Узбекистан Пустыни Узбекистана Испытание пустыней Кызылкум Восточные базары Реки и озера Узбекистана Амударья - река, теряющаяся в песках Сырдарья Западный Тянь-Шань |
Эти ткани вызывают в мире особый интерес. Слово «икат» пришло из Индонезии и произошло оно от глагола «mengikat», что означает «связать, обвить всё вокруг». Это сложнейшая техника тканных рисунков, выполняемая исключительно вручную. Узбекский икат отличается тем, что рисунок заполняет полностью все нити основы, причем узоры проходят по всей поверхности ткани. Такая техника называется «абрбанд», что в переводе означает - обвязанное облако, а ткани, полученные таким путем, носят название абровые. Традиции изготовления этих тканей в Узбекистане имеют древние корни. Найденные в Северной Бактрии (Кампыр - Тепа, II-III век н.э). кусочки шёлковой ткани свидетельствуют о том, что еще много тысячелетий назад техника ткачества и крашения тканей достигла здесь высокого развития. Центрами кустарного местного производства были и до сих остаются города Бухара, Самарканд и регионы Ферганской долины (Маргилан). Мастера которые, создающие эту красоту - целая династия ткачей из Маргелана, где ведущим мастером –абрбандом являлся Тургунбай Мирзаахмедов. Ткани, сотканные им представляют собой поистине лучшие образцы национальных узбекских тканей. Тургунбай Мирзаахмедов родился в 1944 году в семье потомственного мастера уста Фозила. Он создал более ста узоров для тканей. Это первый народный мастер Узбекистана, получивший сертификат ЮНЕСКО за вклад в сохранение и развитие традиций ремесла. Мастер Тургунбай Мирзаахмедов передал навыки и научил ремеслу своего сына Расула, который также, как и отец бережно относится к наследию прошлого и талантливо создает красивейшие шелковые и полушелковые ткани. Расул с каждым годом осваивает новые колористические сочетания и узоры, добавляя их к уже имеющемуся запасу образов. Расул Мирзаахмедов в конце 90-х годов начал работу по восстановлению традиций уникального вида ткани называемой «али-бахмаль», переставшей производиться около века назад. Это особый вид «иката», использовавшийся только для праздничной дорогой одежды. Редчайший экземпляр «али-бахмаля» длиной, более 6 метров в длину находится в собрании известного коллекционера Гудо Гольдмана . «Али-бахмаль» производили только в Бухаре, по причине чего одежда из этой ткани считалась очень престижной по всей Центральной Азии. Это шелковый бархат, клетчатый или с разводами, с эффектом «выступающих» и «отступающих» цветов, чей процесс изготовления очень сложен и требует больших затрат времени. «Али- бахмаль» производился в течении очень краткого периода времени, приблизительно с 1860 по 1910 год. К счастью, казалось бы, исчезнувший навсегда редкий вид ткани возрожден сейчас заново, благодаря рукам Расула Мирзаахмедова - мастера, искренне желающего показать миру изысканные творения прошлого. На выставке представлены некоторые из образцов али-бахмаля, созданные им.В этих высокохудожественных произведениях народных мастеров Тургунбая и Расула Мирзаахмедовых воплотились богатство рукотворного опыта и тонкость восприятия свойственная многим узбекским мастерам. Традиции народного шелкоткачества в силу их глубокой рациональности оказались жизнеспособными, несмотря на многолетнее забвение.
Перепубликация с www.caravan-one.uz
| |||||||||
|