![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Узбекистан: ![]() ![]() ![]() Узбеки Сказочник из детства «Белое золото» Узбекистана На память о сказочной стране Туризм Узбекистана Государственная символика Узбекистана Узбекистан Пустыни Узбекистана Испытание пустыней Кызылкум Восточные базары Реки и озера Узбекистана Амударья - река, теряющаяся в песках Сырдарья Западный Тянь-Шань |
В эпоху Темуридов, которую называют среднеазиатским Возрождением, больших успехов достигает искусство светских придворных танцев. В праздниках, проходивших при дворе Амира Темура, было обязательным участие танцоров. Летописцы запечатлели имена выдающихся мастеров "хона базм уйин", известных в свое время наравне с именами известных поэтов и художников. Так, в истории остался придворный танцор-импровизатор Саид Бадр. Но продолжали жить и народные театрализованные представления. На базарных площадях танцевали бродячие актеры-масхарабозы. Как правило, это были мужчины, исполнявшие комические пантомимы, и нередко - женские танцы. Великолепными плясунами были любимцы публики - канатоходцы дорвозы и симдоры. Танец был непременным спутником представления жонглеров глиняными чашами и блюдами. А в Хорезме излюбленным танцем на народных представлениях был "Оташ-уйин", во время которого исполнитель жонглировал горящими факелами. Любопытно, что в средние века профессиональные танцоры, кроме придворных, были приравнены к ремесленникам и, подобно гончарам или кожевникам, объединялись в цеха. В средние века сложился традиционный музыкально-вокальный жанр макома. Макомы состояли из инструментальных, вокальных и танцевальных форм - "уфар". Тексты макомов в разное время поэтически выражали мистическую философию учения суфизма или классические эпические поэмы. Классическая музыка макомов и сегодня пользуется огромной популярностью, а их танцевальные формы служат своеобразной эмоциональной иллюстрацией поэтических текстов. Искусство исполнения танцевальных макомов прославило лучших профессиональных танцоров. Исторически сложилось так, что в искусстве танца Узбекистана известны три основные школы - ферганская, бухарская и хорезмская. Ферганские танцы - проникновенные, задушевные, мягкие в исполнении, с плавными движениями головы и плеч, с легкой летящей поступью и округлыми взмахами рук, рисующими сложные воздушные узоры. Неторопливое течение танца сменяется порывистыми вращениями и легкими изящными пируэтами. Бухарские танцы - гордые, величавые, наступательные, их движения переливчаты, как вышитые золотом изделия бухарских рукодельниц. Поступь бухарских танцовщиц пружинистая, с пристукиванием каблучками, им присуще несметное количество стремительных кружений, движения рук декоративны и предельно эмоционально насыщены. Хорезмские огневые, захватывающие народные пляски с резкими движениями, увлекающие своим темпераментом, особенно мужские танцы под аккомпанемент своеобразных каменных кастаньет - кайраков, требуют виртуозного исполнения. Как писала известная узбекская танцовщица Тамара Ханум, "в плясках Хорезма много нежной лирики, присущей ферганскому танцу, изысканного благородства танцев древней Бухары, и в то же время они полны солнечной энергии, насыщены необычайно яркой страстью". Знатоки называли ферганские танцы танцами дружной весны, бухарские - танцами жаркого лета, а хорезмские - танцами щедрой осени. В каждом регионе Узбекистана есть танцы, имеющие глубокие народные традиции. Ташкентский танец "Бает" и самаркандский "Беш-карсак" исполняются под дробные ритмичные прихлопывания ладонями и прищелкивания пальцами, ведь ладони - самый древний "музыкальный инструмент". Движения андижанского танца ассоциируются с народными конными играми "улак". В долинах Сурхандарьи женщины пляшут под аккомпанемент изукрашенных деревянных ложек. Реформаторами узбекского танцевального искусства в первой половине двадцатого века были известные танцовщицы Тамара Ханум и Мукаррам Тургунбаева. В 1957 году Мукаррам Тургунбаева создала ансамбль женского народного танца "Бахор" - "Весна". Танцы, поставленные ею на основе традиционный народной хореографии - "Танавор", "Фаргона рубоиси", "Муножот", приобрели необыкновенную популярность и стали подлинно народными. Кружится танцовщица, руки ее вытянуты вверх, как стебельки зеленой поросли, они сгибаются как будто под порывом ветра, пальцы собраны в бутоны и, ритмично вздрагивая, распахиваются открытой чашей распускающегося цветка. В Узбекистане танцуют все. Танцуют на площадях в День Независимости; танцуют весной на улицах, празднуя Навруз, на свадьбах и тоях по случаю рождения сына, танцуют для дорогих гостей и просто от радости жизни.
Перепубликация с www.sairamtour.com
| |||||||||
|