Ниуэ
Ниуэ
Перу
Перу
Гваделупа
Гваделупа
Гонконг
Гонконг
Лесото
Лесото
Замбия
Замбия
Сербия
Сербия
Литва
Литва
Словения
Словения
Сомали
Сомали
Бруней
Бруней
Габон
Габон
Уганда
Уганда
Чехия
Чехия

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Узбекистан:

О стране
Гостиницы и отели
Все статьи


Узбеки

Сказочник из детства

«Белое золото» Узбекистана

На память о сказочной стране

Туризм Узбекистана

Государственная символика Узбекистана

Узбекистан

Пустыни Узбекистана

Испытание пустыней

Кызылкум

Восточные базары

Реки и озера Узбекистана

Амударья - река, теряющаяся в песках

Сырдарья

Западный Тянь-Шань


Узбекистан - Танец - душа народа

Танец - душа народа

  

Подраздел: Cтатьи об Узбекистане | Узбекистан
Страницы: 12
В то время слава о согдийских танцовщицах достигала самых отдаленных стран, и из китайских хроник VIII века известно, что правители Согдианы посылали девушек, искусных в музыке и танцах, в дар владыкам Поднебесной.

Танец - душа народаВ IX-X веках в танце исчезает сквозной театрализованный сюжет, и большое значение приобретает пластика символических танцевальных движений. Музыка, пение, танцы получили название "хона базм уйин" - комнатные интимные развлечения для придворной знати. И главным в этих танцах было не движение ног, а позы и волнующий "танец рук".

В эпоху Темуридов, которую называют среднеазиатским Возрождением, больших успехов достигает искусство светских придворных танцев. В праздниках, проходивших при дворе Амира Темура, было обязательным участие танцоров. Летописцы запечатлели имена выдающихся мастеров "хона базм уйин", известных в свое время наравне с именами известных поэтов и художников. Так, в истории остался придворный танцор-импровизатор Саид Бадр.

Но продолжали жить и народные театрализованные представления. На базарных площадях танцевали бродячие актеры-масхарабозы. Как правило, это были мужчины, исполнявшие комические пантомимы, и нередко - женские танцы. Великолепными плясунами были любимцы публики - канатоходцы дорвозы и симдоры. Танец был непременным спутником представления жонглеров глиняными чашами и блюдами. А в Хорезме излюбленным танцем на народных представлениях был "Оташ-уйин", во время которого исполнитель жонглировал горящими факелами. Любопытно, что в средние века профессиональные танцоры, кроме придворных, были приравнены к ремесленникам и, подобно гончарам или кожевникам, объединялись в цеха.

В средние века сложился традиционный музыкально-вокальный жанр макома. Макомы состояли из инструментальных, вокальных и танцевальных форм - "уфар". Тексты макомов в разное время поэтически выражали мистическую философию учения суфизма или классические эпические поэмы. Классическая музыка макомов и сегодня пользуется огромной популярностью, а их танцевальные формы служат своеобразной эмоциональной иллюстрацией поэтических текстов. Искусство исполнения танцевальных макомов прославило лучших профессиональных танцоров.

Исторически сложилось так, что в искусстве танца Узбекистана известны три основные школы - ферганская, бухарская и хорезмская.

Ферганские танцы - проникновенные, задушевные, мягкие в исполнении, с плавными движениями головы и плеч, с легкой летящей поступью и округлыми взмахами рук, рисующими сложные воздушные узоры. Неторопливое течение танца сменяется порывистыми вращениями и легкими изящными пируэтами.

Бухарские танцы - гордые, величавые, наступательные, их движения переливчаты, как вышитые золотом изделия бухарских рукодельниц. Поступь бухарских танцовщиц пружинистая, с пристукиванием каблучками, им присуще несметное количество стремительных кружений, движения рук декоративны и предельно эмоционально насыщены.

Хорезмские огневые, захватывающие народные пляски с резкими движениями, увлекающие своим темпераментом, особенно мужские танцы под аккомпанемент своеобразных каменных кастаньет - кайраков, требуют виртуозного исполнения. Как писала известная узбекская танцовщица Тамара Ханум, "в плясках Хорезма много нежной лирики, присущей ферганскому танцу, изысканного благородства танцев древней Бухары, и в то же время они полны солнечной энергии, насыщены необычайно яркой страстью".

Знатоки называли ферганские танцы танцами дружной весны, бухарские - танцами жаркого лета, а хорезмские - танцами щедрой осени.

Танец - душа народа

В каждом регионе Узбекистана есть танцы, имеющие глубокие народные традиции. Ташкентский танец "Бает" и самаркандский "Беш-карсак" исполняются под дробные ритмичные прихлопывания ладонями и прищелкивания пальцами, ведь ладони - самый древний "музыкальный инструмент". Движения андижанского танца ассоциируются с народными конными играми "улак". В долинах Сурхандарьи женщины пляшут под аккомпанемент изукрашенных деревянных ложек.

Реформаторами узбекского танцевального искусства в первой половине двадцатого века были известные танцовщицы Тамара Ханум и Мукаррам Тургунбаева.

В 1957 году Мукаррам Тургунбаева создала ансамбль женского народного танца "Бахор" - "Весна". Танцы, поставленные ею на основе традиционный народной хореографии - "Танавор", "Фаргона рубоиси", "Муножот", приобрели необыкновенную популярность и стали подлинно народными.

Кружится танцовщица, руки ее вытянуты вверх, как стебельки зеленой поросли, они сгибаются как будто под порывом ветра, пальцы собраны в бутоны и, ритмично вздрагивая, распахиваются открытой чашей распускающегося цветка. В Узбекистане танцуют все. Танцуют на площадях в День Независимости; танцуют весной на улицах, празднуя Навруз, на свадьбах и тоях по случаю рождения сына, танцуют для дорогих гостей и просто от радости жизни.

 Страницы: 12

Перепубликация с www.sairamtour.com


С этой статьей об Узбекистане также читали:

  Золотое шитье

  Музыкальные инструменты

  Летняя чилля: как сберечься от жары

  Mузей литературы имени Алишера Навои

  Красоты Коканда

© 2004—2025 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU