Румыния
Румыния
Судан
Судан
Бурунди
Бурунди
Ниуэ
Ниуэ
Боливия
Боливия
Канада
Канада
Гондурас
Гондурас
Вьетнам
Вьетнам
Гамбия
Гамбия
Шри Ланка
Шри Ланка
Сирия
Сирия
Того
Того
Иордания
Иордания
Марокко
Марокко

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Узбекистан:

О стране
Гостиницы и отели
Все статьи


Узбеки

Сказочник из детства

«Белое золото» Узбекистана

На память о сказочной стране

Туризм Узбекистана

Государственная символика Узбекистана

Узбекистан

Пустыни Узбекистана

Испытание пустыней

Кызылкум

Восточные базары

Реки и озера Узбекистана

Амударья - река, теряющаяся в песках

Сырдарья

Западный Тянь-Шань


Узбекистан - Традиционный узбекский цирк

Традиционный узбекский цирк

  

Подраздел: Cтатьи об Узбекистане | Узбекистан
Страницы: 1

КанатоходцыЦирковое искусство во все времена захватывало и восхищало каждого человека. Цирк был доступен и понятен, он объединял людей независимо от их возраста, национальности, сословия или богатства. Известно, что его истоки уходят своими корнями в глубокую древность, уже в те времена существовали такие цирковые жанры, как дрессировка, жонглирование, акробатика. Об этом свидетельствуют наскальные изображения и памятники, датируемые последними веками до нашей эры – началом нашей эры.

Путешествуя по степным дорогам и караванным тропам, бродячие артисты выступали в больших городах и маленьких селах, им были рады и правители в ханских дворцах, и простой люд во время народных гуляний. Приезд цирка всегда становился настоящим праздником, потому что для многих это было самое веселое и удивительное зрелище в жизни.

Бродячий цирк появлялся на центральных площадях около базара, как из шляпы фокусника, артисты выступали под открытым небом на импровизированной арене прямо на земле. В центре площади устанавливался дор – легкая конструкция из стволов тополя и канатов, предназначенная для выступления эквилибристов – дорбозов (канатоходцев). О предстоящем зрелище на всю округу возвещали трубные звуки карнаев и сурнаев, а также звонкая дробь барабанов и бубнов. Призывные звуки национальных инструментов смолкали лишь на несколько минут для того, чтобы ведущий мог поприветствовать зрителей и объявить первых исполнителей.

Как правило, программа начиналась с захватывающего выступления канатоходцев. Над головами зрителей на тонком канате появлялся дорбоз, исполняющий сложные и рискованные акробатические трюки. На головокружительной высоте около 25-30 метров без страховочных приспособлений он ходил по канату, бегал по тросу или садился на шпагат, выступал с завязанными глазами и демонстрировал еще много различных трюков.

Представление продолжал симбоз – мастер хождения по пружинящей проволоке, которая натягивалась ниже уровня каната, но выступать на ней было намного сложнее. Народ, собравшийся на базарной площади, наблюдал за плавными и грациозными движениями артиста. От него требовалось особое чувство баланса, иначе при малейшей ошибке пружинящий канат отбрасывал его в сторону. А в это время зрители, затаив дыхание, с восхищением наблюдали за действиями канатоходцев, демонстрирующих силу, смелость, ловкость и артистизм.

В разгар праздника на «манеж», окруженный плотным кольцом зрителей, выбегали гибкие акробаты. Под дробные ритмы бубна и барабана они выполняли целый каскад сложных трюков, сальто и акробатических прыжков. Их сменяли виртуозные жонглеры, которые ловко подкидывали горящие факелы, фарфоровые тарелки, медные кувшины, балансируя ими на голове и перекатывая по всему телу.

Особое восхищение публики вызывал эффектный танец с подносом, наполненным горящими углями. Во время этого номера артист ставил раскаленный поднос себе на голову, затем искусно перемещал его на спину, а после легкого прыжка поднос снова оказывался на голове жонглера. Затем в центр площади выходили иллюзионисты, выступление которых вызывало искреннее изумление публики. Веселье продолжали ёгочоек – артисты на ходулях, ловко и мастерски передвигаясь, развлекали зрителей песнями и танцами. Ни одно представление не обходилось без выступления дрессировщиков со своими питомцами, силачей-палванов, поражающих публику силой и ловкостью. Но наибольшей любовью и популярностью в народе пользовались маскарабозы и кизикчи – импровизаторы, острословы и комедианты.

Народный цирк УзбекистанаПо традиции, они сопровождали своими комментариями, стихами и шутками выступления других циркачей. Их комические сценки и состязания в острословии, умение играть словами и тонкое чувство юмора придавали особый колорит и жизнерадостность каждому выступлению площадного цирка. Люди не оставались безучастными, народ смеялся, сопереживал, от души аплодировал.

Современный узбекский цирк начал зарождаться в конце XIX – начале XX веков, в 1904 г. в Узбекистане была создана первая профессиональная труппа. В разных городах республики начали строиться нестационарные цирки шапито, но первое стационарное здание было воздвигнуто в 1914 году в Ташкенте. В 1942 г. возник Узбекский цирковой коллектив, а в 1976 г. в столице было построено новое комфортабельное здание цирка, украшенное голубым куполом и национальным орнаментом. Сегодня узбекские артисты принимают участие в престижных международных фестивалях циркового искусства, получают заслуженные награды, им аплодируют зрители в странах Европы, Азии, Африки.

На манеже выступают представители старейших цирковых династий и рождаются новые имена талантливых артистов, бережно хранящих опыт и традиции многих поколений. Благодаря этому секреты древнего и самобытного искусства не уходят в забвение, напротив, национальные традиции узбекского цирка сохраняются, передаваясь из поколения в поколение, они раскрываются в новых красках и усложняются, помогая увидеть возможности человека, красоту его тела и духа.

 Страницы: 1

Перепубликация с touruz.com


С этой статьей об Узбекистане также читали:

  Летняя чилля: как сберечься от жары

  На память о сказочной стране

  Наследники ферганских оружейников

  Государственный музей искусств им. И.В.Савицкого

  Современное изобразительное искусство

© 2004—2025 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU