![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Узбекистан: ![]() ![]() ![]() Узбеки Сказочник из детства «Белое золото» Узбекистана На память о сказочной стране Туризм Узбекистана Государственная символика Узбекистана Узбекистан Пустыни Узбекистана Испытание пустыней Кызылкум Восточные базары Реки и озера Узбекистана Амударья - река, теряющаяся в песках Сырдарья Западный Тянь-Шань |
Путешествуя по степным дорогам и караванным тропам, бродячие артисты выступали в больших городах и маленьких селах, им были рады и правители в ханских дворцах, и простой люд во время народных гуляний. Приезд цирка всегда становился настоящим праздником, потому что для многих это было самое веселое и удивительное зрелище в жизни. Бродячий цирк появлялся на центральных площадях около базара, как из шляпы фокусника, артисты выступали под открытым небом на импровизированной арене прямо на земле. В центре площади устанавливался дор – легкая конструкция из стволов тополя и канатов, предназначенная для выступления эквилибристов – дорбозов (канатоходцев). О предстоящем зрелище на всю округу возвещали трубные звуки карнаев и сурнаев, а также звонкая дробь барабанов и бубнов. Призывные звуки национальных инструментов смолкали лишь на несколько минут для того, чтобы ведущий мог поприветствовать зрителей и объявить первых исполнителей. Как правило, программа начиналась с захватывающего выступления канатоходцев. Над головами зрителей на тонком канате появлялся дорбоз, исполняющий сложные и рискованные акробатические трюки. На головокружительной высоте около 25-30 метров без страховочных приспособлений он ходил по канату, бегал по тросу или садился на шпагат, выступал с завязанными глазами и демонстрировал еще много различных трюков. Представление продолжал симбоз – мастер хождения по пружинящей проволоке, которая натягивалась ниже уровня каната, но выступать на ней было намного сложнее. Народ, собравшийся на базарной площади, наблюдал за плавными и грациозными движениями артиста. От него требовалось особое чувство баланса, иначе при малейшей ошибке пружинящий канат отбрасывал его в сторону. А в это время зрители, затаив дыхание, с восхищением наблюдали за действиями канатоходцев, демонстрирующих силу, смелость, ловкость и артистизм. В разгар праздника на «манеж», окруженный плотным кольцом зрителей, выбегали гибкие акробаты. Под дробные ритмы бубна и барабана они выполняли целый каскад сложных трюков, сальто и акробатических прыжков. Их сменяли виртуозные жонглеры, которые ловко подкидывали горящие факелы, фарфоровые тарелки, медные кувшины, балансируя ими на голове и перекатывая по всему телу. Особое восхищение публики вызывал эффектный танец с подносом, наполненным горящими углями. Во время этого номера артист ставил раскаленный поднос себе на голову, затем искусно перемещал его на спину, а после легкого прыжка поднос снова оказывался на голове жонглера. Затем в центр площади выходили иллюзионисты, выступление которых вызывало искреннее изумление публики. Веселье продолжали ёгочоек – артисты на ходулях, ловко и мастерски передвигаясь, развлекали зрителей песнями и танцами. Ни одно представление не обходилось без выступления дрессировщиков со своими питомцами, силачей-палванов, поражающих публику силой и ловкостью. Но наибольшей любовью и популярностью в народе пользовались маскарабозы и кизикчи – импровизаторы, острословы и комедианты.
Современный узбекский цирк начал зарождаться в конце XIX – начале XX веков, в 1904 г. в Узбекистане была создана первая профессиональная труппа. В разных городах республики начали строиться нестационарные цирки шапито, но первое стационарное здание было воздвигнуто в 1914 году в Ташкенте. В 1942 г. возник Узбекский цирковой коллектив, а в 1976 г. в столице было построено новое комфортабельное здание цирка, украшенное голубым куполом и национальным орнаментом. Сегодня узбекские артисты принимают участие в престижных международных фестивалях циркового искусства, получают заслуженные награды, им аплодируют зрители в странах Европы, Азии, Африки. На манеже выступают представители старейших цирковых династий и рождаются новые имена талантливых артистов, бережно хранящих опыт и традиции многих поколений. Благодаря этому секреты древнего и самобытного искусства не уходят в забвение, напротив, национальные традиции узбекского цирка сохраняются, передаваясь из поколения в поколение, они раскрываются в новых красках и усложняются, помогая увидеть возможности человека, красоту его тела и духа.
Перепубликация с touruz.com
| |||||||||
|