Палау
Палау
Суринам
Суринам
Испания
Испания
Ботсвана
Ботсвана
Ирландия
Ирландия
Нигер
Нигер
Дания
Дания
Эстония
Эстония
Германия
Германия
Кипр
Кипр
Греция
Греция
Швейцария
Швейцария
Гуам
Гуам
Мали
Мали

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Узбекистан:

О стране
Гостиницы и отели
Все статьи


Узбеки

Сказочник из детства

«Белое золото» Узбекистана

На память о сказочной стране

Туризм Узбекистана

Государственная символика Узбекистана

Узбекистан

Пустыни Узбекистана

Испытание пустыней

Кызылкум

Восточные базары

Реки и озера Узбекистана

Амударья - река, теряющаяся в песках

Сырдарья

Западный Тянь-Шань


Узбекистан - Узбекское сюзане

Узбекское сюзане

  

Подраздел: Cтатьи об Узбекистане | Узбекистан
Страницы: 12

Узбекское сюзанеЧеловек западного образа жизни невольно удивится, впервые попав в традиционный узбекский дом. И, прежде всего, почти полному отсутствию мебели. Узорный палас или ворсовый ковер на полу, одеяла-курпача и подушки, сложенные в нишах, кованый сундук и низенький столик хан-тахта составляют почти все убранство помещения. И еще большие вышитые панно - сюзане, развешанные на стенах - важная часть устройства и украшения домашнего быта.

Вышивки развешиваются таким образом, чтобы видны были достоинства каждой из них и вместе с тем, чтобы они гармонично сочетались друг с другом. Во время праздников декоративные вышивки занимают особенное место в оформлении жилища. Они служат покрывалами, занавесями, украшают стены. С особой тщательностью убирают комнату молодоженов.

Так, декоративной вышивкой-такьяпуш покрывают одеяла и подушки, сложенные днем в больших нишах. Такие глубокие ниши, начинающиеся от пола, делаются в торцевой стене напротив входа. Между двумя большими нишами располагается одна узкая с делениями для складывания белья. Она завешивается вышитым занавесом-чойшаб. По верху трех стен фризом проходит длинная узкая вышивка-зардевор. Для необходимых в хозяйстве мелких вещей по стенам развешаны вышитые футляры: для гребня - шона-халта, для мужского поясного платка - чорсу, для зеркала - ойна-халта.

Эти настоящие произведения народного искусства сопровождают жизнь человека с детских лет до старости, формируют его вкус, вселяют в него чувство красоты.

Крупные декоративные сюзане создавались, как правило, к самым торжественным событиям в семье. Особенно много разнообразных вышивок готовилось к свадьбе в семье невесты, где они составляли обязательную часть приданого и представляли комплект, необходимый для начала жизни молодой семьи.

Вышивкам уделялось важное место и в свадебном обряде. Так, свадебная простыня руиджо, с узором по трем краям, стелилась на постель молодым, вышивка болинпуш накидывалась на подушки, а поверх одеяла расстилалось сюзане. Магическая сила придавалась в свадебных обрядах также орнаменту вышитых изделий, которые должны были охранять молодоженов от всяческих злых сил.

По древней традиции вышивальщицы оставляли в готовом изделии небольшую часть узора незавершенной, для того, "чтобы в доме не кончались свадьбы, чтобы жива была дочь, чтобы радость в доме не прерывалась". А порой они прямо обращались с надписью к будущим владельцам сюзане, как это сделала безвестная мастерица из Ургута, пожелавшая, чтобы "болинпуш радовал глаз, чтобы он приносил радость тому, кому будет принадлежать". В течение веков в узбекском народе сложилась любовь к красивым узорчатым вышивкам.

Творцами художественных изделий являются преимущественно женщины

Творцами художественных изделий являются преимущественно женщины. От матери к дочери передавались старинные узоры, приемы шитья. Девочек с детства обучали вышивальному искусству, стараясь сделать из них хороших мастериц.

Каждая семья своими силами изготовляла для себя декоративные вышивки. Для сюзане, например, требовалось полтора - два года работы. Мать начинала вышивать приданое для своей дочери, когда та была еще маленькой. А если семья не успевала своими силами выполнить все вышивки, необходимые к свадьбе, то она прибегала к помощи родственниц и соседей.

Над узорами вышивок работали художницы-рисовальщицы. Они знали много различных традиционных орнаментов, варьируя их и создавая все новые композиции. Искусство рисовальщиц всегда было окружено особым уважением. Оно нередко передавалось по наследству от матери к дочери, хотя в каждом квартале большого города имелась своя рисовальщица.

В искусстве узбекской вышивки основную роль играет цвет. Большинство работ воздействуют на зрителей разработкой деталей на крупных, сплошь вышитых орнаментальных фигурах. И эта разработка ведется цветом, что многократно обогащает орнаментальные формы, ритмично расчленяя поверхность изделия и превращая ее в красочную декоративную плоскость.

В каждом отдельном произведении можно насчитать до пятнадцати тонов, что дает возможность создать богатство цветовых сочетаний, сохраняя при этом единство общего колорита.

В расцветке вышивок на белом фоне преобладают красные тона, которые создают бодрую, радостную гамму. Красными тонами исполнены цветы и розетки. Лиственная часть орнамента вышита зелеными нитками. Стебли, ветки и окантовка листьев - оливковыми и светло-песочными. Такая расцветка в общем соответствует природной окраске растений и вместе с тем основана на звучном контрасте цветов - красного и зеленого.

 Страницы: 12

С этой статьей об Узбекистане также читали:

  Христианство в Самарканде

  Заповедник Бадайтугай

  Согдиана - страна чудес

  Подножье Великого

  Намазгох

© 2004—2025 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU