![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Узбекистан: ![]() ![]() ![]() Узбеки Сказочник из детства «Белое золото» Узбекистана На память о сказочной стране Туризм Узбекистана Государственная символика Узбекистана Узбекистан Пустыни Узбекистана Испытание пустыней Кызылкум Восточные базары Реки и озера Узбекистана Амударья - река, теряющаяся в песках Сырдарья Западный Тянь-Шань |
Вторгшись в 334 году до нашей эры в страну, Александр Македонский захватил и разграбил многие города, храмы и зороастрийские святилища. Зороастризм понес невосполнимые потери из-за гибели священнослужителей, тщетно пытавшихся защитить свои святыни. В те времена, когда религиозные тексты передавались изустно, а жрецы выполняли роль говорящих книг, утрата живой связи приводила к потере многих древних произведений. Только в шестом веке нашей эры был изобретен "авестийский" алфавит, отличающийся большой точностью и разрешивший таким образом проблему записи священных текстов. Оказалось, что Большая "Авеста" состоит из двадцати одного наска, или раздела. Наски, в свою очередь, подразделялись на три группы по восемь в каждой. В первый раздел входили гаты, или гимны, и все относящиеся к ним тексты. Вторую группу составляли сочинения по ученой схоластике. И в третью были включены трактаты - наставления для жрецов и кодексы законов. В середине седьмого века нашей эры Сасанидскую империю завоевали арабы, и участь древней религии в ее столкновении с новым вероучением ислама была предрешена. Власть и мирские привилегии принадлежали теперь победоносным сторонникам ислама, и поток новообращенных присоединялся к новой вере. И дети их уже вырастали в новой вере, с малых лет приучаясь произносить арабские молитвы вместо авестийских. На протяжении тысячи лет зороастризм был широко распространен в Хорезме, Согдиане, Бактрии. Так, в низовьях Амударьи, в трех километрах от города Ходжейли найден уникальный историко-археологический комплекс Миздахан, расположенный на трех холмах. В восточной части его сохранилось множество захоронений-оссуариев. Город был крупным торгово-ремесленным центром Хорезмского государства, через него проходило одно из ответвлений Великого шелкового пути. Недалеко от Миздахана находится древнейшее, хорошо сохранившееся культовое сооружение зороастризма - Чилпык. Согласно преданию, здесь Зороастр написал начальные строки "Авесты". Пейзажи Хорезма и поныне украшают мощные стены крепостей Аяз-кала, Топрак-кала, Куй кирилган-кала, Бургун-кала, Дев-кала. При археологических исследованиях в этих монументальных памятниках нашли следы храмов огня, предметы быта, керамики, скульптуры, связанные с религией зороастризма, образами авестийских персонажей. Так, в интерьерах Топрак-калы были обнаружены фрагменты настенных росписей, детали скульптурного декора. Сохранились в быту и некоторые обычаи и традиции зороастризма. Это, например, сражения бойцовых баранов, характерный хорезмский танец "Лязги", который ученые считают ритуальным у древних огнепоклонников. По сей день на холмах Афрасиаба, скрывающих руины Мараканды - древней согдийской столицы, туристы находят статуэтки зороастрийской богини плодородия Анахиты. Одна из наиболее старых мечетей Бухары Магоки-Аттари, по преданию, была сооружена в XI веке на месте святилища огнепоклонников. Последние сведения о зороастрийцах в Бухаре и Самарканде относятся к первым векам ислама, и после монгольского нашествия их, вероятно, уже не осталось. Почти не изученными представляются до сих пор среднеазиатские, или бухарские, евреи. А между тем именно у них сохранились обряды и обычаи, связанные с зороастризмом. В настенной росписи одного из пещерных храмов I века в местечке Каратепа в Сырдарьинской области Узбекистана изображен так называемый "Будда-Мазда", передающий образ синкретического создания, объединившего в себе черты божеств двух религий - буддизма и зороастризма, соответственно Будды и Ахура-Мазды. А недавно во время раскопок на городище Кампыртепа, отождествляемой с легендарной Александрией на Оксе, узбекские археологи обнаружили значительное по размерам святилище, окруженное обводным коридором. Этот конструктивно-планировочный прием был характерен для зороастрийских храмов, в которых основным религиозным ритуалом была церемония обхода процессии жрецов вокруг святилища. В распространении в Центральной Азии зороастризма выдающуюся роль сыграли согдийцы. Зороастрийцами были обитатели согдийских колоний, основанных в первые века нашей эры вдоль восточного участка Великого шелкового пути, а также бактрийских поселений в Восточном Туркестане, где найдено множество оссуариев. Из древнекитайских текстов известно, что первый храм огня в Чаньани был образован в 612 году. А в Северной Хэнани близ Чжан-дэфу сохранился зороастрийский поминальный памятник в виде стелы, сооруженный в VI веке местным зодчим по согдийскому образцу. На стеле изображены жрецы с повязками на лицах вокруг алтаря в храме огня. Говорят, что в труднодоступных горных селениях на юге Узбекистана, куда можно добраться только верхом на лошадях, до сих пор живут огнепоклонники. Зороастрийцев отличает уверенность в своих силах, и в преодолении превратностей судьбы они могут рассчитывать на те качества, которые учение Зороастра веками воспитывало в них - мужество, надежду на будущее и готовность творить добро.
Перепубликация с www.sairamtour.com
| |||||||||
|