![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Палестина: ![]() ![]() Экономика Палестины Герои и жертвы палестинской истории Палестинцы готовят "белую интифаду" История древней Палестины, от неандертальцев и до наших дней Палестинский человек века Тяжелая жизнь палестинских геев Палестина. Вифлеем В Палестине 10 тысяч детей выучили Коран наизусть Один день в Палестинской автономии Палестина, катастрофа 1948 года и грядущий День освобождения Конференция в Осло… и ее забытая годовщина Без права на возвращение, мир в Палестине невозможен Поджог мечети аль-Акса На палестинской фабрике оружия На помощь Палестине скинутся всем миром |
Однако работа привлечённых Третьяковкой искусствоведов, как и при большевиках, служит более идеологии и даже мифологии, чем науке. На смену государственному атеизму, кажется, поднимается, скрипя, из сундуков чуть осовремененное православное великодержавие. Вот широкий многовековой спектр палестинской истории сужен до рамок евангельского повествования (практически это Палестина I века нашей эры): ветхозаветный период представлен скудно, а исламские реалии практически отсутствуют. Следовательно, "золотой век Палестины" – это лишь одно столетие в её богатейшей жизни... А своего рода эпиграфом всей выставки служат крепкие стихи Державина: "Росс рождён судьбою... Отмстить крестовые походы, Очистить Иордана воды, Священный гроб освободить!" Согласитесь, есть над чем подумать! Что это за пафос, что стоит за словами? Сама земля Палестины мифологически сакрализуется. Немудрено, что по этой логике вслед за термином "Святая Земля" появляется и "Святая Русь", и "Святейший Патриарх Московский и всея Руси", "благословляющий" выставку, а в XVII веке даже собственный город-дублёр Иерусалима. "Новоиерусалимскому монастырю близ Москвы, – пишется в аннотации к выставке, – посвящен отдельный раздел. В характере и облике его уникального ансамбля, созданного по замыслу Патриарха Никона, воплощается идея переноса на русскую землю священной христианской топографии". Жаль, конечно, искусствоведы не добавляют, что, согласно такой логике, и сам Никон именовал себя не более не менее как... “живым образом Христа” и враждовал при этом с царем Алексеем Михайловичем, желавшим, чтобы не Патриарха, а его именовали “наместником Божиим”. Ведь все эти “символические уподобления” лишь в тумане столетий кажутся милым и домашним национальным эпосом, а на деле это были острые и циничные орудия политической борьбы, к тому же, если быть религиозно ответственным, – и откровенное богохульство. “Русь, которую мы потеряли” надо помнить во всех её реальных проявлениях. Неудивительно, что и в комментариях к иконам совершенно некритично воспроизведены штампы византийского богословия и “сакрально-археологические легенды” о библейских и раннехристианских памятниках. Вот рассказ об иконе "Крестовоздвижение": даже не верится, что в наши дни можно серьёзно пересказывать мифы об археологических “находках” Константина и Елены, якобы обнаруживших упомянутые в Евангелиях места и предметы.
Или вот комментарий к иконе "Троица": путники, явившиеся Аврааму (мир ему), оказывается, суть умозрительная “Троица – явление Бога в трёх лицах". Но ведь это толкование приписано поздним христианским богословием, а не автором Книги Бытия! С позиций Единобожия такое “дополнение” не более чем манипуляция цифрами и навязывание своей, языческой модели древнему автору. И таких историко-богословских несуразностей – множество. Естественно, выставка в художественной галерее не обязана быть энциклопедией сравнительного религиоведения. Но профессиональный комментарий всё-таки не вправе подменяться копированием учебников для православных семинарий – это и научно необъективно и религиозно безграмотно. Духовный образ Палестины – объект, исследуемый на выставке, – гораздо шире и многограннее. Однако самый поразительный экспонат выставки – коробочка с "воздухом Святой Земли", которую Гоголь привёз из паломничества в 1848 году.
| |||||||||
|