Эстонская молодежь, служившая в армии, приносила на родину русские танцы. Из России пришла в Эстонию кадриль, конечно, приобретшая своеобразную окраску в обстановке эстонской деревни. Новый характер приобрели также и эстонские народные танцы. Мало-помалу преобладающее место в народном быту заняли парные танцы, пришедшие на смену групповым и массовым.
Особенно широкое распространение получил "Лаба яла вальс" (от слова "ла-баялг" - ступня), исполнявшийся в различных вариантах, из них некоторые напоминают обычный современный вальс, другие очень специфичны и своеобразны. Изменились и инструменты, под аккомпанемент которых исполнялись танцы. Волынку постепенно вытеснила скрипка. Позднее появилась также гармонь. Во второй половине XIX века репертуар народных танцев еще расширился. В быт вошли польки и другие быстрые по движениям танцы. Парные эстонские танцы чаще всего имеют несложную двухчастную форму; иногда, однако, встречаются танцы трехчастные, более сложные по своему построению. Порядок фигур в танце и движения каждой фигуры точно установлены, никакой импровизации не допускается, пара за парой движется обычно по кругу против хода часовой стрелки. К числу наиболее популярных эстонских народных танцев относятся: "Йоксу-полька" - живой, веселый, легкий парный танец, основанный на подскоках поворотах с подскоками и легком беге, что показывает само название танца, происходящего от слова "йокс" - бег. "Ямая лабаялг&" ("Ямая" - название местности,"лабаялг" - ступня) - парный танец, исполняемый спокойно и медленно. В первой фигуре танцующие двигаются плавно, как бы прогуливаясь пара за парой, поднимая при этом свободную ногу невысоко вперед. Затем следуют другие фигуры: вальс на всей ступне, вальс с пристукиванием ногой (пристукивают поочередно то юноша, то девушка), наконец, вальс в быстром темпе. Но первое движение прогулки повторяется перед каждой из этих фигур. "Инглизка"-танец парно-массовый, кадрильного типа, с музыкальным размером 2/4. Пары выстраиваются двумя рядами, по обеим сторонам сцены, лицом друг к другу. Некоторые фигуры каждый ряд исполняет отдельно, в других фигурах исполнители двух рядов меняются местами. Движение польки - одно из основных в этом танце.
Весьма своеобразен в эстонской хореографии "Пульга-танц" (от слова "пульга"- палка) - мужской массовый танец с палками. Участники танца в каждой руке держат палку длиной примерно 3/4 метра. Начинают они танец, двигаясь один за другим по кругу тяжелыми широкими шагами и опираясь попеременно то на одну, то на другую палку. Эта фигура, как отыгрыш в песне, повторяется после каждой следующей. Наиболее характерное движение остальных фигур - подскоки, во время которых палки скрещиваются то перед собой, то за спиной, то над головой, то под поднятой ногой. В одной из фигур исполнители кладут палки на пол крест-накрест и перепрыгивают через них - из клетки в клетку.
По характеру исполнения эстонские танцы иногда степенные, иногда более оживленные, но всегда спокойные. В движениях сказывается собранность, свойственная национальному характеру эстонского народа. Особенно в послевоенные годы в среде деятелей эстонского искусства возрос интерес к народному творчеству вообще и в частности - к танцу.