![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Китай: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Жилые постройки в Китае О Пекин! Бейдайхэ Китай для туристов Пекинский Китай Путеводитель Китая Красоты Китая Праздника много не бывает. Китайский Новый год Многоликая Сунька Божественная нить Великой китайской стены Хуньчунь: близкий и неизведанны Китай по карману Китайский Остров Свободы Гугун, запретный город Суйфэньхэ: шокирующая Азия! |
На маленьком молитвенном дворике тесно, здесь скопились и паломники, и пришедшие помолиться лхасцы. На освободившемся местечке они связывают себе колени, постлав перед собою кусок ткани или шкуры, надевают на руки плашки-сандалии и, опустившись на колени, скользят вперед на руках, пока не распластываются ниц на уже отполированных миллионами рук каменных плитах. У входа в храм курятся бронзовые сосуды с благовониями. Во дворе - очередь желающих поклониться святыням, и в стороне, в огромном закопченном ритуальном котле на всех богомольцев варится цзамба. Среди толпы выделяются люди в штатском и темных очках - это сотрудники полиции, следящие за порядком в храме после волнений начала десятилетия.
Паломники и туристы втягиваются в мрачные внутренности храма. Горят светильники на ячьем масле, страшного вида фигуры докшитов, защитников веры, встречают посетителей. Храм украшают резные деревянные колонны с капителями в виде львиных и драконьих голов - явное детище индийской архитектуры. Повсюду шмыгают рыжие мыши: молясь о даровании урожая, на алтаре разбрасывают ячмень. Вот и обильно инкрустированная драгоценными камнями святыня храма: охраняемая монахами грубо сделанная из меди, золота и серебра статуя сидящего молодого Будды. По-видимому, она относится к XV веку, когда в храме возобновились богослужения. Выше, в кумирне, помещается вторая по известности на Тибете статуя - богини Балдан Лхамо, сидящей на муле и пьющей из черепа. Она - воплощение мстительной борьбы за утверждение буддийской веры и кары нечестивым правителям. От Индии богиня проехала вплоть до Сибири, где и обосновалась на великой горе. Монастыри ТибетаВ конце прошлого века на Тибете было 2500 монастырей-гомпа с 760 тысячами монахов, из них более 1000 с полумиллионом монахов принадлежало к господствующей желтошапочной секте Гелугпа, остальные - к бо- лее древним красношапочным и иным сектам. На Тибете существовал обычай, согласно которому младший брат шел в монастырь и становился ламой. В то время как в Лхасе было 40 тысяч жителей, окружающие ее монастыри насчитывали свыше 20 тысяч монахов. Во время культурной революции в 60-х годах XX века более 90% монастырей было разрушено. Но, как и раньше, сохраняется деление на различные религиозные школы.
Наконец, к концу XIV века относится основание желтошапочной, истинно монашеской (то есть практикующей обязательное безбрачие лам), секты Гелугпа... Три великих монастыря вокруг Лхасы занимали верховенство в желтошапочной секте: Дрепунг (Брайбун) - Куча риса, Сэра - Шиповник и Галдан - Исполненный радости (основан самим Цзонхавой). Как и три других тибетских монастыря - Ташилунпо, Гумбум (Сто тысяч образов), Лавран, основанных учениками Цзонхавы. Все они впоследствии пострадали, а некоторые были разрушены.
| |||||||||
|