Краткая история страны
В древнейший период на территории Бурунди проживал пигмейский народ тва (ныне – 1% населения страны), который около 1000 года по Р.Х. вытеснили земледельцы хуту (80,9% современного населения). В XVI веке в эти края переселились кочевники тутси (15,6% населения), которые заняли привилегированное положение, что продолжалось и в последующие века.
В XVII столетии мвами (король) Нтаре I объединил разрозненные государственные образования в единое государство Бурунди. При короле Нтаре II Бурунди достигло наибольшего могущества: благодаря успешным войнам правителю удалось значительно увеличить территорию королевства. Со второй половины XIX века в стране шли междоусобные войны. В это же время Бурунди посещают первые европейские путешественники.
С 1890 года Бурунди стала немецкой колонией, которая после поражения Германии в Первой мировой войне перешла к Бельгии. С 1925 года Бурунди (вместе с Руандой) была включена в состав Бельгийского Конго, однако власть, как и прежде, оставалась за местной аристократией тутси.
В 1962 году была провозглашена независимость Королевства Бурунди, главой которого стал мвами Мвамбутса IV. Три года спустя хуту попытались свергнуть его, но мятеж был подавлен, все лидеры хуту арестованы и расстреляны. Год спустя, в июле 1966 года, наследный принц при поддержке полковника Мишеля Мичомберо сверг своего отца и вступил на трон с именем Нтаре V. Четыре месяца спустя он сам был свергнут полковником Мичомберо, который провозгласил Бурунди республикой, а себя – первым президентом страны.
В 1972 году монархисты-тутси при поддержке части хуту безуспешно пытались свергнуть Мичомберо и реставрировать монархию; во время подавления восстания погиб бывший король Нтаре V, а также свыше 80 тысяч человек. Позднее Мичомберо был свергнут в 1976 году Жаном-Батистом Багаза, который провел ряд реформ в стране, а также существенно ограничил деятельность религиозных организаций. В 1987 году его сверг и сменил майор Пьер Буйоя, при котором начались серьезные столкновения между хуту и тутси. В 1993 году в результате выборов президентом стал хуту Мельхиор Ндадайе, который был вскоре убит военными тутси. Это вызвало гражданскую войну между хуту и тутси, длившуюся несколько лет и унесшую жизни около 200 тысяч человек. В 2006 году президентом страны и лидерами повстанцев было подписано соглашение о прекращении насилия, но Бурунди остается одним из наиболее неспокойных государств в мире. Это также одна из беднейших стран мира и одна из первых в мире по числу заболевших СПИДом.
Религия
- католики – 62%
- протестанты – 5%
- язычники – 23%
- мусульмане – 10%
Православие
Первые христианские (католические) миссионеры посетили страну только в 1898 году. Несмотря на то, что они появились здесь намного позднее, чем в других африканских странах, их миссия была весьма успешной, так что к настоящему времени католики составляют почти две трети населения. Немалую роль здесь сыграло то, что система образования была создана и контролировалась католиками.
В 1980-х годах президент Жан-Батист Багаза принял ряд серьезных мер, направленных против Католической Церкви, а также против других религиозных объединений. Было ограничено совершение служб, запрещены религиозные собрания без официального разрешения, национализированы католические школы, запрещено католическое молодежное движение, закрыты католические радио и газета. Также были объявлены вне закона свидетели Иеговы и адвентисты седьмого дня. Багазу сверг католик майор Пьер Буйоя, который, придя к власти в 1987 году, отменил все антикатолические законы. В 2002 году в стране была конституционно закреплена свобода вероисповедования, причем свидетели Иеговы и адвентисты седьмого дня снова получили легальный статус.
История Православия в этой стране тесно связана с греческой общиной. Эта община не была очень большой, но имела существенное влияние на внутренние дела при бельгийском колониальном правлении, а также в 1960-е годы. В то время греки смогли построить в столице Бурунди большой православный храм в честь Успения Божией Матери. Однако впоследствии, в 1970-е годы, значительная часть иностранцев вынуждена была покинуть страну, и храм опустел на многие годы, поскольку не имел прихожан из числа местного населения.