![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Мьянма: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Долина рубинов Хулоки Однорогий носорог Шерстокрылы Чепрачный тапир Возвращение в Мандалай Застенчивая Бирма Храмы, велосипеды и снова храмы Храмы Багана Дорога в Баган Путь к вершине Сагаин-холм Ремесла в Мандалае Кутодав Пайя и кукольный театр Пагода Махамуни |
Данные о боевых искусствах впервые появляются в бирманских хрониках династии Паган (XI-XII века). Особо отмечается их расцвет в правление Анауратхи Минсау. Центрами развития и пропаганды боевых искусств были буддийские монастыри. Насколько сильно в них было китайское влияние, не совсем понятно, но техники медитации и концентрации, к которым там прибегали и прибегают по сей день, восходят к чань-буддийской традиции. Это важно иметь в виду, поскольку ведущим направлением бирманского буддизма является Тхеравада. Центром обучения боевым искусствам была своеобразная "военная академия" Газа Кхунит Кьяунг, или Кхо Кьяунг, в которой воины, сыновья правителей и аристократов изучали не только боевые искусства, но и получали широкое образование. Наставниками их обычно были буддийские монахи. Кроме этого специально боевым искусствам обучались телохранители короля. С установлением господства англичан наступил естественный упадок национальных боевых искусств. Закон, борясь с варварством и жестокостью местных школ (действительно имевшей место) начал преследовать и учителей, и учеников. Окончательно традиция не угасла, но спустилась до уровня деревенских развлечений, показательных выступлений на народных праздниках в отдаленных горных деревушках. Первая счастливая возможность возродить национальные традиции искусства боя появилась в 1933 году, когда их начали пропагандировать во вспомогательных частях британской армии, состоящих в основном из бирманцев и непальских горцев - гуркхов, известных своей воинственностью. Не менее, чем сами гуркхи, известен и кхукри - их нож, являющийся национальным оружием. Гуркхское влияние оказалось настолько сильным, что кхукри стал специфическим оружием бирманских воинских искусств. В 1942 году известные мастера У Пье Тхиен и Сая Пуа начали активную пропаганду тхайинг. После второй мировой войны, когда Бирма получила независимость, министерство спорта начало проводить ежегодные соревнования по "бирманскому боксу". В 1946 году была сформирована Всебирманская федерация тхайинг, которую возглавил ученик У Пье Тхиена - У Чит Тхан. В этом же году У Ба Тхан Гьи создал Международную ассоциацию бандо с центром в Рангуне, столице Бирмы. В 1962 году бандо было объявлено национальным видом спорта.
Бандо не стремится превращаться в спорт. Большинство организаций не являются коммерческими и не ведут активную рекламу своей школы или своего стиля. Нынешний бирманский бокс, летхвэй, считается гораздо более спортивным по своему характеру. Если бандо практиковалось в основном среди аристократов и в армии, то летхвэй был крестьянским видом боевых искусств. Состязания в летхвэе приурочивались обычно к празднику урожая и проводились на утрамбованной земляной площадке или деревянном помосте диаметром около восьми метров. Разрешается бить руками, ногами, локтями, коленями и головой. Захваты и броски применяются ограниченно. Бои происходят в быстром и яростном темпе, часто - до первой крови. Традиционным оружием Бирмы были шест, копье, нож, меч и парные бамбуковые дубинки. По своей конструкции бирманский меч дха немного напоминает тайский меч краби. Как и тайский меч, он считался ведущим оружием. и насчитывалось 37 классических техник владения им.
Перепубликация с www.aziarest.ru
| |||||||||
|