Китай
Китай
Россия
Россия
Гибралтар
Гибралтар
Андорра
Андорра
Норвегия
Норвегия
Шри Ланка
Шри Ланка
Танзания
Танзания
Ирак
Ирак
Кипр
Кипр
Турция
Турция
Франция
Франция
Финляндия
Финляндия
Сенегал
Сенегал
Армения
Армения

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Мьянма:

О стране
Информация о визе
Памятка туриста
Достопримечательности
Экскурсии
Все статьи


Долина рубинов

Хулоки

Однорогий носорог

Шерстокрылы

Чепрачный тапир

Возвращение в Мандалай

Застенчивая Бирма

Храмы, велосипеды и снова храмы

Храмы Багана

Дорога в Баган

Путь к вершине

Сагаин-холм

Ремесла в Мандалае

Кутодав Пайя и кукольный театр

Пагода Махамуни


Мьянма - Храм ожидающего Будды

Храм ожидающего Будды

  

Подраздел: Cтатьи о Мьянме | Мьянма
Страницы: 1

Утро в ПаганеТам, где сходятся пути из Китая и Индии, посреди Бирмы тысячу лет назад возник город Паган. Лет шестьсот назад из него ушли последние жители. Город же удивительным образом не разрушился и не растаял во времени. Сухой воздух средней Бирмы и мастерство древних строителей придали пагодам и храмам стойкость, сохранили их. Утро приходит в Паган. С Иравади поднимается туман, расплавляя острые грани холмов. И солнце разгоняет туман не спеша, набирая силу, прогревая воздух, покалывая лучами каменные громадины, щекоча их. Оставленные паствой храмы поутру чувствуют себя молодыми, легкими, и купаются в тумане и солнечных лучах. Только два цвета остаются по утрам в их мире: розовый - стены храмов и окутывающий их уже освещенный солнцем верхний слой тумана, и голубой — туман в оставленной ушедшей ночью тени.

Паган дожидается дня. Полдень для него - не самое яркое время суток. От жары небо становится белесым, бесцветным. Листья и иглы кактусов, поля арахиса, занявшие те части города, что принадлежали раньше деревянным домам и дворцам, истлевшим полтысячелетия назад - все покрыто пылью. Пыльными кажутся храмы и пагоды. Те из них, что рассыпались, обвалились, приняв цвет пыли, кажутся термитниками или могильными курганами. Тени резки, но и они теряют голубизну, мутнеют, согревшись. Прохлада таится лишь в самих храмах, за черными прямоугольниками дверей.

Паган озарен закатом. Солнце заходит за реку, где округлыми спинами холмов ограничена долина. Пыль золотится на храмах, исчезает с зелени, возвратившей себе густой и чистый цвет. Длинные тени становятся фиолетовыми, и с семидесятиметровой высоты храма Татбинью бесконечные оранжевые кубики и пирамидки крестьянских домов вдоль реки видятся четкими и ясными в закатной прозрачности и умиротворенности воздуха.

И ночь. Но не темная и бездонная, подчеркнутая лучами электрического света, а серебряная, полная звезд и лунного света. В этот час в мире остаются две другие краски: голубое серебро зданий и чернота зелени. И храмы, совсем невесомые, среди звезд, разбредаются по равнине, устраиваются на ночь.

Когда Паган был жив, храмы - а их тысячи - не белили, как в современной Бирме. Они были покрыты светлой, желтоватой, кремовой штукатуркой, кое-где оживленной зелеными керамическими плитками, позолотой шпилей и раскрашенными львами-охранителями у ворот. К этому надо добавить тысячи домов, хижин и дворцов из темного дерева, чей цвет не нарушал цветовой гаммы храмов и пагод, но подчеркивал их золотистый оттенок.

Белить храмы стали потом, много лет спустя после смерти города. Изменились вкусы, исчезли деревянные строения, и их коричневый цвет сменился зеленым — цветом полей и кустарника, поэтому мы видим нынче город не совсем таким, каким он стоял на этой земле когда-то...

Классический буддийский храм родился из пещеры, и в период расцвета, в средневековье, зодчие в Индии довели до совершенства единство этого образа. Храм возвышается крутой горой над городом. Он весь, как лесом, покрыт скульптурами, позы и движения которых динамичны, многообразны - словно лес этот опутан живыми корнями. А издали лес неподвижен, и неподвижна, горда, сурова гора храма. В горе положено быть пещере, а в той - укрытым святыням. И внутренность обычного индийского храма — настоящая пещера, с нависающим тяжелым, плоским потолком, неожиданно малая для такой горищи.

Статуя Будды в храме ПаганаПаганский же храм, в отличие от индийского, обретает прямоту и лаконичность линий неземного, стремящегося к облакам, легкого, несмотря на размеры, строения. И только внутренность его остается такой же таинственной пещерой. Свет расплескивается по статуям у входа в черноту, где надежно спрятаны от мира боги…

И возникает город-фокусник, город-оборотень, прекрасный и молодой, однако вобравший в себя догматы устоявшегося буддизма, мистику и обряды, рожденные в Индии. Умело рассчитанные пропорции храма, золотистый, оранжевый, розоватый - в зависимости от времени дня или погоды - цвет настраивают на торжественный лад. У современного человека рождается чувство преклонения перед талантом зодчих, придумавших и сотворивших эту каменную сказку. А у жителя древнего Пагана наверняка рождалось чувство религиозное, ощущение близости к миру неба и малости своего земного существа.

…Входящие нерешительно переступают порог. И темнота.

И узкие своды. И редкие окна-бойницы, бросающие лучи света на статую Будды. И храм раздавил вошедших - тьмой, тишиной, теснотой, отрешенностью – и поглотил их. Человек — игрушка, ничтожество, муравей, заблудившийся в лабиринте. Громадный Будда, выхваченный одним-единственным лучом, нависает над ним, склонив позолоченную голову...

 Страницы: 1

Перепубликация с www.saga.ua


С этой статьей о Мьянме также читали:

  Символ Мьянмы

  Сокровища Мьянмы

  Мьянма до тайфуна

  Большая ступа

  Под сенью исполина

© 2004—2025 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU