Шри Ланка
Шри Ланка
Белиз
Белиз
Ботсвана
Ботсвана
Нигер
Нигер
Ангола
Ангола
Тунис
Тунис
Замбия
Замбия
Мальдивы
Мальдивы
Макао
Макао
Тонга
Тонга
Гана
Гана
Италия
Италия
Чехия
Чехия
Панама
Панама

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Армения:

О стране
Информация о визе
Прокат автомобиля
Памятка туриста
Достопримечательности
Экскурсии
Гостиницы и отели
Все статьи


Традиционная кухня Армении

Ереван – колоритная столица Армении

Великолепная Армения

Все дороги ведут в Ереван

Армению бог создал для отдыха и туризма

Цвет граната - символ любви

Культура Армении

Из глубины веков

Города и курорты Армении

Советы

Знаменитые Армяне

Деятели культуры

Армянский дневник

Каменные кресты

Путешествие в Нагорное Поднебесье


Армения - Севан

Севан

  

Подраздел: Cтатьи об Армении | Армения
Страницы: 12345

СеванНа трассе вдоль озера Севан стоят будки размером два на два метра – оттуда выскакивают молодцы, разводя руки в стороны в классическом рыбацком жесте. Это преувеличение: таких рыб в Севане за последнее тысячелетие не было. Изведенный теперь под корень знаменитый ишхан, уникальная севанская форель, в среднем весил граммов 300–500 (хотя известны многокилограммовые рекорды). Таков же давно запущенный в армянское озеро и прижившийся здесь ладожский и чудской сиг.

Однако ассортимент в будках впечатляющий: крупный сиг по 4 доллара кило, по такой же цене большие раки, карась вдвое дешевле. За кило ишхана требуют 30–35 долларов; когда просишь показать, озираясь, бегут в придорожный лесок, вынимают из-под камней ящик, прикрытый листьями. "На лохов рассчитано", – доходчиво объясняет приятель, сопровождающий нас в поездке по Армении, Рубен Мангасарян. В озере ишхана практически больше нет, его сюда привозят с рыбоводных заводов и выдают за озерную форель. Устраивают рыбалки для туристов, незаметно подкладывая спрятанного в лодке фермерского ишхана в сеть. Подлинный, "дикорастущий" ишхан ловится лишь в Иссык-Куле, куда его в свое время запустили. Хоть так. Вот она, глобализация: чтобы поесть настоящей армянской форели, надо ехать в Киргизию.

Но ладно, сам Севан-то – в Армении. И для страны это всё. При отсутствии полезных ископаемых, это главный источник энергии – за счет ГЭС, построенных на перепадах рельефа: озеро расположено на высоте 1900 м над уровнем моря, а Араратская долина – на высоте 800 м.

Свет. Тепло. Пресная вода. Орошение полей. Еда

Армения, озеро СеванВ тяжелые 1990-е армян спас Севан. Тогда по настояниям экологов после Чернобыльской катастрофы остановили свою атомную станцию. Из-за азербайджанской топливной блокады встала главная ТЭЦ. А тут еще ударила засуха. В дело пошли мощности Севана. Это озеро – стратегический резерв страны.

И он же, Севан – объект зверского эксперимента. В наглой большевистской гордыне переустройства мира за 20 лет, начиная с конца 1930-х, уровень Севана понизили на 20 (двадцать!) метров. Была идея понизить и на сорок, чтобы больше оказалось освободившихся земель, на которых можно сеять. Спохватились в 1950-х, почуяв катастрофу. Она и произошла.

Как рассказал нам директор Института гидроэкологии и ихтиологии Академии наук Борис Габриелян, самыми страшными периодами были как раз 1930-е, а потом – 1970-е, когда из-за спуска озера всерьез возникла угроза изничтожения Севана.

Заметно ухудшилось качество воды. Дно опасно приблизилось к поверхности, нарушился кислородный обмен, естественные процессы заболачивания, которые идут тысячелетиями, прошли за десятки лет. Господи, как же бездумно мыслили эти люди: "нарисуем – будем жить". Обнажились нерестилища – ишхан стал исчезать. Тут же выросла цена на него. Выросла цена – увеличилось браконьерство. В 1976 году вышел запрет на ловлю севанской форели, в 1978-м ее занесли в Красную книгу. Поздно.

Но Севан – всё для Армении еще и потому, что тут непреходящая драма не только природная. Живой театр человеческих судеб с задником нечеловеческой красоты – снежными пиками хребтов.

Северо-восточный берег озера – сплошь армянские беженцы из Азербайджана. В Варденисском районе – всего тридцать шесть деревень: в 34-х жили азербайджанцы, теперь они заселены нашедшими здесь убежище армянами.

В деревне Покр-Масрик тормозим у ужасающего дома: будто война прошла тут вчера – поваленный забор, покосившиеся стены, затянутые полиэтиленом окна. В доме вопят "Том и Джерри" – у телевизора Сусанна Арутюнян с тремя детьми: девяти, восьми и трех лет. Муж на работе, он пастух, получает по 150 драмов в месяц за овцу. В отаре – 300–400 голов. Тысяч пятьдесят драмов выходит – примерно 140 долларов в месяц.

При своей пшенице и курах – жить можно. Отчего же не вкручены лампочки, не вставлены стекла, отчего Сусанна прилаживает руками оголенный провод электроплитки, при малолетних-то? Их семья поселилась тут в 1989-м. Ответ один: обреченность. Точнее, настроенность на обреченность. Так проще. Кто-то виноват. На себе поставлен крест – 28-летней Сусанной и 33-летним Ашотом. Надежда на детей, на девятилетнюю Лусинэ. Она с выражением читает нам стихотворение Сильвы Капутикян о матери, которой помогают дети. Переводит соседка, 15-летняя красивая Анна: та не дождется окончания школы, чтобы уехать в Ереван. Она тоже – из беженцев.

 Страницы: 12345

С этой статьей об Армении также читали:

  Музей русского искусства

  Памятнику Давиду Сасунскому

  Памятник жертвам геноцида армянского народа

  Армянская кухня

  Армянская литература 17-19 веков

© 2004—2025 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU