Комната просторная и чистая, с самопальной кабиной с душем, биде и туалетом (судя по обстановке, это просто слегка переделанная спальня хозяев дома), а завтра мы все равно двинемся дальше.
О государственных и "частных" гостиницах в Албании. Наряду с сохранившимися государственными гостиницами, о которых скажу ниже, в Албании бурно развивается частный гостиничный бизнес. Наряду с обычными гостиницами, как правило небольшими, часть этих гостиниц, - это просто комнаты в жилых домах или квартирах, переоборудованные или нет под гостиничные номера. В этих домах и даже в этих комнатах (в отсутствие постояльцев) живут и сами хозяева. Сделано все, конечно, несколько доморощенно, понаслышке, а не по стандартам. Это похоже на то, как традиционно снимали комнаты советские граждане на море в Крыму и на Кавказе, но со всеми коммунальными удобствами, индивидуальными или совместными с хозяевами, доступность которых лимитировалась частыми отключениями электричества. По сути – это частные пансионы, хотя на многих гордо висит вывеска "HOTEL". Государственные гостиницы или дома отдыха резко различаются на две группы: неоправданно дорогие, подремонтированные и претендующие на международные стандарты, но явно в большинстве случаев им не соответствующие, и минималистские, в целом в плачевном состоянии, но с парой отремонтированных номеров, оснащенных душем и туалетом, а главное, водонагревателями. Первые стоят почти пустые, во вторых кто-то как-то живет, но в целом вся система явно умирает. Мы жили во всех видах гостиниц, кроме совсем больших и дорогих. Мне больше по душе частные пансионы, в них есть человеческое тепло, стремление по возможности сделать вашу жизнь удобной, а албанцы – очень общительные и дружелюбные хозяева.
Итак, Шкодер - наш первый город в Албании. Первые впечатления в вечер приезда в центре города – сумбур и хаос. Освещение то включается, то выключается, но в основном отсутствует, машины и люди в большом количестве ездят и ходят где и как попало, никаких светофоров, зато непрерывно сигналят клаксоны, много недостроя, гудят дизельные генераторы, восполняющие перебои с подачей электроэнергии в домах, воняет выхлопными газами от сжигания скверного топлива в старых разлаженных двигателях. На улицах в центре, где посветлее, много народу, в многочисленных барах мужчины сидят пьют кофе или пиво, реже ракию. Сначала нас бесплатно угостили албанским мороженым (съедобно), узнав, что мы из России, потом мы попили кофе, а потом по бокалу холодного албанского сухого белого вина, оплатив зачем-то целую бутылку. Чтобы кто-нибудь ужинал в ресторане, мы не наблюдали. В общем, гулять вечером там особо негде: смотреть не на что, да и темно. Все надежды на утро. Действительно, утром все выглядит гораздо веселее, хотя все равно особой приглядностью город не отличается. Он достаточно старый, с богатой историей, но сильно пострадал от нескольких землетрясений и поэтому в нем нет компактного исторического центра, мы видели всего несколько отдельных домов старой постройки, но все в плохом состоянии. Остальное – серые социалистические бараки разной этажности и слепленные из бог-знает-чего дома пост-коммунистической застройки. Ну и мусор и общая неухоженность повсюду, естественно. Народ с утра уже сидит пьет кофе, что сделали и мы, предварительно купив вполне съедобные пироги на завтрак. Зашли в православный храм, вернее в его доступную подвальную часть, в верхней идет ремонт. Здесь произошло и второе из характерных общений с албанцами, говорившими более или менее по-русски и в жизни которых Советский Союз и русские люди оставили неизгладимый положительный след. Первым был приятель хозяина гостиницы в Шкодере, который в конце 1950-ых годов закончил Военно-медицинскую академию в Ленинграде, а второй, женщина в церкви, закончившая тогда же биофак МГУ. Для обоих это были лучшие годы их жизни. Благодаря учебе в Советском Союзе они стали чуть ли не единственными специалистами в своей области в стране. Подозреваю, что в период дружбы с Китаем и местной "культурной революции" им пришлось не слишком сладко. У нас было еще несколько подобных встреч и разговоров о той роли, которую Советский Союз сыграл в развитии Албании в послевоенный период до начала 1960-ых годов, когда в одночасье все отношения были прерваны, после того как Хрущев потребовал разместить военно-морскую базу на территории страны. Никакие рассуждения о социалистической солидарности и борьбе с империализмом не смогли преодолеть железное стремление Энвера Ходжи сохранить независимость, завоеванную своими силами после стольких столетий неволи.