|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Гаити: О стране Все статьи Что стоит посмотреть на Гаити Курорты Гаити Природа и климат Гаити Туссен-Лувертюр - большой бунтовщик с маленького острова Рене Преваль – президент Острова Невезения Вайклеф Джин – певец из гаитяинских трущоб Гаитянское вуду и другие традиции Острова Бедных Уайклеф Джин – победа или поражение Культура Гаити Парки и заповедники Гаити Порт-о-Пренс - столица Гаити Экономика Гаити Добро пожаловать на Гаити! Республика Гаити - страна черных императоров в Карибском море Национальные парки Гаити |
Душа мертвецаПервое упоминание о зомби относится к 1929 году. Именно тогда известный репортер "Нью-Йорк Таймс" Вильям Сибрук издал книгу "Остров магии". Книга была своего рода виртуальным путеводителем - как и многие другие книги Сибрука - и вышла в серии "Путешествие, не вставая с кресла". В "Острове магии" Сибрук описал свою жизнь на Гаити вообще и отдельно - в гаитянских джунглях в доме Маман Сели, знаменитой колдуньи. Благодаря ее доверию Сибрук смог лично присутствовать на многих вудуистских обрядах. В книге Сибрук охарактеризовал вуду как сложную смесь католицизма и западноафриканских поверий, включающую в себя магию и колдовство. Однако в книге, состоящей из четырех частей, магии посвящена лишь одна. Она называется "Мертвецы работают на плантациях сахарного тростника" и посвящена преимущественно зомбированию. Буквально в течение года книга породила в Америке всплеск интереса к зомби. Уже в 1932-м продюсерская компания Виктора Гальперина выпускает полнометражный фильм "Белый зомби" с Белой Лугоши в главной роли, действие которого происходит на Гаити и где повелителем страшных, потерявших волю и разум существ, работающих на плантациях тростника, является белый господин со светскими манерами. Сибрук, породивший один из самых интересных культурных феноменов XX века, лишь однажды возвращался к поднятой им теме - в книге "Ведовство и его сила в современном мире", где он обобщенно рассматривал проблемы вампиризма, оборотничества и зомбирования. Сам термин "зомби" возник гораздо раньше. Он попал на Гаити через рабов, вывезенных в начале XVIII века из западноафриканского государства Дагомея (современные Бенин и Того). Точное происхождение слова неизвестно до сих пор. По одной версии - это искаженное "нзамби", что на африканском языке банту означает "мелкое божество" или "душа мертвеца". По другой - это видоизмененное западноафриканское диалектное "жамби", что значит "привидение". Существует также теория, по которой словом "зомби" когда-то называли огромного черного змея из африканских поверий, извечного врага солнца, света и радости. Стоит отметить, что зомбирование особенно характерно для Петро вуду - особого течения вудуизма, зародившегося непосредственно на Гаити и чьи последователи составляют менее 5% от всех вудуистов во всем мире. Феномен зомби - не культурный, а именно научный - пытались изучать самые разные люди. В 1982 году Гаити посетил ботаник и антрополог Уэйд Дэвис. Целью его путешествия было раскрыть тайну технологии зомбирования. Четырьмя годами позже Дэвис издал книгу "Змей и радуга". До сих пор считается, что в ней Дэвис максимально близко для европейца приблизился к разгадке зомбирования. Участвуя и наблюдая за ритуалами, он описал рецепт "порошка зомби", который, впрочем, сам считал не слишком точным - ввиду недостаточности информации и окружающего вопрос зомби покрова тайны. По Дэвису, состав этого снадобья таков: - рыба-еж (лат. Diodon hystrix), содержащая тетродотоксин - один из сильнейших ядов, затрудняющий передачу нервных импульсов мозга, - галлюциногенная жаба (лат. Bufo marinus), - кольчатый ядовитый морской червь (лат. Annelida), - дурман обыкновенный (лат. Datura stramonium), - желчный пузырь крупного млекопитающего, - черепные кости мамбо (жрицы вуду), - различные травы, точный перечень которых неизвестен, - порох или тальк, служащие основой смеси. Все ингредиенты тщательно перемешиваются в течение трех дней до полной однородности. Порошок зомби готов. Жакмель. Черный ИисусНа всех иконах лица святых выражали скорбь, негодование, ярость, отчаяние - все что угодно, но только не смирение. Черная Богоматерь держала на руках черного Младенца Христа. Ее лик прорезали глубокие морщины страдания. Христос был внимателен, строг и сосредоточен. Рядом стояли еще иконы - с изображениями святого Петра, Иоанна Крестителя и многих других, которых я не узнал.
Изобразительное искусство Гаити | |||||||||
|