Молдова
Молдова
Гваделупа
Гваделупа
Мартиника
Мартиника
Мозамбик
Мозамбик
Таиланд
Таиланд
Науру
Науру
Сербия
Сербия
Гвиана
Гвиана
Австралия
Австралия
Болгария
Болгария
Зимбабве
Зимбабве
Куба
Куба
Исландия
Исландия
Индонезия
Индонезия

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Гаити:

О стране
Все статьи


Что стоит посмотреть на Гаити

Курорты Гаити

Природа и климат Гаити

Туссен-Лувертюр - большой бунтовщик с маленького острова

Рене Преваль – президент Острова Невезения

Вайклеф Джин – певец из гаитяинских трущоб

Гаитянское вуду и другие традиции Острова Бедных

Уайклеф Джин – победа или поражение

Культура Гаити

Парки и заповедники Гаити

Порт-о-Пренс - столица Гаити

Экономика Гаити

Добро пожаловать на Гаити!

Республика Гаити - страна черных императоров в Карибском море

Национальные парки Гаити


Гаити - Земля мертвецов

Земля мертвецов

  

Подраздел: Cтатьи о Гаити | Гаити
Страницы: 1234567891011
Наряженные в пестрые костюмы, вооруженные страшными посохами и ножами, обычные гаитянские безработные демонстрировали бы колоритный танец и до полусмерти пугали бы анемичных немцев и расслабленных французов своей деланной исступленностью и языческой жестокостью. Естественно, дети бы на такие мероприятия не допускались, вход был бы платным, за любительскую съемку взимался бы двойной тариф, а за отдельные деньги предоставлялась бы возможность наблюдать за тем, как режут красного петуха или иное какое-нибудь мелкое животное. Вернувшись домой, довольные европейцы взахлеб рассказывали бы своим близким об ужасах, которые им пришлось пережить на "диком" острове. Все это на деле означало бы одно: конец вуду. По крайней мере, вуду в том виде, в котором этот культ подлинно существует на сегодняшнем Гаити. Лучший пример тому - та же соседняя Доминиканская Республика, где все чернокожее население рассматривает его как некую культурную традицию, на всякий случай продолжая хоронить своих мертвецов в традиционных склепах и приторговывая амулетами. Но - не более того.

А гаитянское вуду, в отличие от того, что процветает на Золотом Берегу Африки, откуда, собственно, культ пришел на Запад, - далеко не столь пугающе-красочно. Здесь нет ни торговли фетишами - мумифицированными трупами разных животных, каждое из которых (не без помощи жреца) способно излечить от определенного недуга, ни посубанов - ритуальных статуй предков, ни пестрых храмов, посвященных змеям, где ползают сотни питонов.

Внешних признаков вуду на Гаити и вправду мало. Зато оно намертво встроено в будничную жизнь и не нуждается, по мнению гаитян, ни в каких "подчеркиваниях". Вудуистский храм здесь выглядит как самый обычный жилой дом. Он может стоять далеко от дороги, и во дворе его могут бегать беззаботные дети и пастись коровы. Лишь некоторые унганы ("священники", в чьи обязанности входит заклинать лоа - духов) вывешивают над культовыми зданиями драпо - пестрые, расшитые блестками и разноцветными нитями флаги, которые указывают: здесь совершаются церемонии. А какие именно - Бог весть… Создавая свою религию три столетия назад, гаитяне делали это в полной тайне. Все внешние проявления были по необходимости "зашифрованными" и краткими. Возможно, поэтому даже простой, всем известный веве - сложный геометрический узор, олицетворяющий божество, - до сих пор рисуется только во время особо важных мероприятий (как правило, мелом на земле), а после их окончания немедленно стирается.

Пожалуй, единственное публичное проявление гаитянского вуду наряду с продажей атрибутов культа на рынках - праздник Геде, отмечаемый в ноябре. Но и он вполне безобидно слит с христианскими ритуалами, например, с ношением по улицам статуи Девы Марии…

Геде - лучший праздник

ЛеоганНесколько часов подряд машина тряслась по разбитой горной дороге, оставляя за собой облако красной пыли. Некрупные камни вылетали из-под колес как пули. Тонкие бананообразные рыжие собаки, дремавшие в придорожных кустах, предусмотрительно разбегались в стороны. Мы ехали из прибрежного городка Жакмель в прибрежный городок Ле-Ке. Чуть больше ста пятидесяти километров по карте. Чуть меньше шести часов пути. Особенность гаитянских дорог заключается в том, что их практически нет. Стоял обычный душный день, с гор сползали целые волны горячего воздуха. Мы, наконец, спустились в долину, и машина встала на накатанную грунтовую колею. Вдоль дороги потянулись пестрые, как новогодние открытки, деревни. Дома были бедные - пузатые и низкие, с покосившимися оконными рамами без стекол. Там, в темноте, за штопаными противомоскитными сетками, угадывались очертания стариков и старух. Они сидели у окон и внимательно смотрели на нас. Во дворе каждого строения стоял небольшой мавзолей, увенчанный католическим крестом. Рядом играли дети. Это были семейные склепы - двух- и трехъярусные, разделенные на шесть или девять мест. Строят их из бетона, и выкрашены они яркими красками - голубыми, желтыми, салатными.

Жители приморского города Леоган, как и все гаитяне, отмечают в ноябре Геде: в эти дни они собираются в храмах и на кладбищах, навещая предков и жертвуя Барону Самди кофе, жареный арахис и хлеб Здесь, в отдалении от больших городов, никто после смерти не покидает круг семьи. Мертвые продолжают жить с живыми - или живые с мертвыми, если угодно. "Ты можешь прочитать об этом сто книг, - заметил как-то Раймон. - Но не поверишь, пока не увидишь сам". Раймон, вообще, рассказал мне многое. Гаитяне не хоронят своих покойников в земле. Мертвые остаются на поверхности, заключенные в помянутые выше склепы, и получают все, чего не имели при жизни, - хороший дом, внимание и уход.

 Страницы: 1234567891011

С этой статьей о Гаити также читали:

  Добро пожаловать на Гаити!

  Марлен Дорсена - блюз исполнительница

  Парк Макайя

  Порт-о-Пренс - столица Гаити

  Битхова Обас - гаитянский блюзовый музыкант

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU