|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Мьянма: О стране Информация о визе Памятка туриста Достопримечательности Экскурсии Все статьи Долина рубинов Хулоки Однорогий носорог Шерстокрылы Чепрачный тапир Возвращение в Мандалай Застенчивая Бирма Храмы, велосипеды и снова храмы Храмы Багана Дорога в Баган Путь к вершине Сагаин-холм Ремесла в Мандалае Кутодав Пайя и кукольный театр Пагода Махамуни |
Привозить что-то из "развивающихся" стран, кажется, уже неинтересно - плетеной мебелью из ротанга забито пол-ИКЕИ, всевозможные интерьерные, сувенирные и ювелирные салончики избавят туриста от необходимости тащить в тяжеленных чемоданах всяческие маски, камни, подносы и глиняные горшки. Однако кое-куда цивилизация еще не добралась - настолько, чтобы распродавать потом тамошнюю сувенирную продукцию по сходной цене в специальном отделе отечественного супермаркета. Одна из таких стран сейчас называется Мьянмой, но ее прежнее название - Бирма - часть кодового словосочетания "бирманские рубины". Специалисту это говорит не меньше, чем, скажем, бразильские топазы или алмазы с реки Оранжевой. Большая часть самоцветов - рубинов, а также сапфиров и шпинели, - которыми бойко торгуют в соседнем Таиланде и на европейских ювелирных биржах, родом именно с бирманских копей. И хотя большая часть добытого там уходит на экспорт, кое-чем можно поживиться и на месте - сочетая шоппинг с приятным отдыхом в этой бедноватой, но с туристической точки зрения довольно благоустроенной и безопасной военно-автократической буддистской стране. Если заранее получить у местных властей разрешение (дело займет около месяца), можно даже съездить прямо на "режимные" копи - в Могок, где бирманцы прадедовскими способами добывают камни из своих "самоцветных гор". Если нет - достаточно обойти несколько ювелирных лавок в местной столице Янгоне. Один магазин-фабрика такого рода работает стена к стене с Национальным музеем драгоценных камней. В районе вилл на Inya Road прямо на первом этаже особняка владельца работает бутик May&Mark Gems. Туда ходят на шопинг подруги и супруги немногочисленной местной финасово-политической элиты. При мне в магазин заглянули две характерного вида барышни: черные волосы окрашены "в перышко", на шее и в ушах - гроздья драгоценностей, в руках - неизменно обожаемый в Юго-Восточной Азии Louis Vuitton, а на ногах - трехдолларовые "вьетнамки". Одна из девушек приобрела кольцо с тремя крупными сапфирами и бриллиантами огранки "квадрант". Цена - $2500 - в Европе была бы как минимум удвоена. Кстати, в ювелирных бутиках мьянмских дорогих отелей цены тоже приближены к европейским, в расчете на туристическую лень и доверчивость. В магазине компании MK Gems на Pyay Road, на набережной озера Инья, есть как крупные ограненные, но не оправленные камни (например, можно купить семикаратный рубин за $1500), так и недорогие камушки в золоченом серебре, к примеру, колечко с каратным, но невысокого качества бледно-синим сапфиром за $43. Но в этой лавке надо быть осторожным: в недорогие изделия вместо рубинов и сапфиров нередко вставляют шпинель - натуральный недорогой самоцвет, цвета бывает от темно-синего с зеленоватым отливом до красного почти всех оттенков. Сертификат при этом выдадут, как на сапфир или рубин. С дорогими украшениями торговцы так не рискуют: если турист официально доложит о подлоге местным властям, фирму ждут неприятности. Надо получить не только сертификат, но и разрешение на вывоз украшений дороже $10: если таможенникам на выезде из страны вздумается проверить ваш багаж, бумаги лучше иметь наготове. Другая бирманская драгоценность - толстые шелка ручной работы Лун Тайя с узором А Чейк (переплетение цветов и волнистых линий). Из них шьют праздничные юбки-лонжи для мужчин и женщин: у мужчин это просторная "труба" из ткани, обычно хлопка, запахивающаяся вокруг талии и затягивающаяся в мягкий узел, куда прячут мелкие предметы; у женщин - нечто вроде широченного длиннополого фартука с завязками, в который заворачиваются в полтора оборота. Женские праздничные лонжи "хтабей" и мужские "пасо" надевают только на свадьбы, выпускные и в прочие особые дни. Технологию многочелночного ткачества Лун Тайя (и пленных ткачей) привезли в Бирму войска бирманского царя-завоевателя Алунгпайя после похода на Майпур в 1775 году. Окрашенные толстые жгуты шелка-сырца импортировали из Китая: бирманцы-буддисты не должны наносить вред живым существам, будь то хоть шелковичные черви. Китайское конфуцианство в этом смысле практичнее. Сейчас шелк по-прежнему возят от северных соседей, а красят в чанах с кипящим красочным раствором и сушат на солнце уже на месте. В XVIII веке ткани украшали радужными полосками и цветами орхидей и жасмина.
| |||||||||
|