Кувейт
Кувейт
Армения
Армения
Монголия
Монголия
Ангола
Ангола
Чехия
Чехия
Филиппины
Филиппины
Аргентина
Аргентина
Сингапур
Сингапур
Ватикан
Ватикан
Бельгия
Бельгия
Свазиленд
Свазиленд
Ливан
Ливан
Япония
Япония
Исландия
Исландия

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Йемен:

О стране
Гостиницы и отели
Все статьи


Страна с богатейшей историей

История кофе в Йемене

Основные мысли о Йемене

Йемен - настоящая экзотика

Мифы о Йемене

Жемчужина Востока или калейдоскоп по Йеменски

Архитектурные памятники и своеобразие страны

На месте древних государств

Жить на нем легко и просто

Йемен: кто кого?

Йеменская авантюра Обамы направлена против Китая

Фотосоветы

Вопросы безопасности

Йемен за две недели

Иcтория Йемена


Йемен - Аравийский Тибет

Аравийский Тибет

  

Подраздел: Cтатьи об Йемене | Йемен
Страницы: 123
Разве что качество табака и ката повыше, чем у простого люда. Вспоминается в этой связи высказывание Энгельгардта ("Письма из русской деревни") о том, что богатый мужик в русском селе отличался от бедного не хоромами и яствами, а напротив, и квас у того и другого был одинаково кислый, и бабы у обоих косоротые да пузатые, тараканы одинаково упитанные и проворные. Нет, главное, что отличало богатого - у него было много скота. А уродовался он, работая на этот скот, и семью свою уродовал куда больше, чем бедный обитатель соседней хибары.

Мне  видится в сегодняшнем Йемене аналогия с Русью древней, которая была страной единой культуры, а не той двуглавой послепетровской империей, где одна часть лопотала по-французски, пила шампанское, скоблила бритвою щеки, а другая чесала бороды, вкушала квас и изъяснялась исключительно на родном наречии. У йеменцев сверху донизу - кат, табак, юбки, национальные ножи - джамбии за поясом. Единственное различие в том, что у священнослужителей форма ножен иная да клинок поуже. Но при этом следует учесть, что джамбия (священническая именуется сумма) предназначена отнюдь не для нарезания хлеба и колбасы, ее единственное назначение - проткнуть брюхо врагу. Это навело меня на мысль о том, что в Йемене совсем не кощунственно звучал бы парафраз вроде такого: "Раздайте патроны, муфтий Забара!". Пальнуть по врагу родного племени, а затем забить серебряный гвоздь в ложе своего карабина - возможно, это будет воспринять здесь как вполне богоугодное дело. И оно по плечу иному здешнему служителю Аллаха.

Мечети ЙеменаКонечно, хозяина дома трудно представить себе опоясанным пулеметными лентами, но, несмотря на  свои почтенные годы, муфтий ведет себя очень живо, говорит энергично и умно. Единственный видимый признак возраста - тугоухость. Приходится повышать голос, чтобы духовный лидер расслышал вопросы.

Лицо маститого старца опушает аккуратно постриженная седая борода. У него ухоженные руки, на правом мизинце серебряный перстень с большим красным камнем. Память у него превосходная - он и сегодня может прочесть незнакомую поэму и тут же  повторить ее наизусть. Повидал свет (только в СССР был более 20 раз). Встречался с политиками и "князьями Церкви" всех религий, между прочим, и с Алексием Вторым. Кстати сказать, и познакомили-то нас накануне на приеме в часть министра иностранных дел Ватикана. Поэтому, не боясь столкнуться с  фундаменталистской узостью, я отважно бросаюсь в глубь шиитского ислама, расспрашиваю о его святых и святынях, о догматике и истории.

На вопросы о почитании священных для шиитов городов Кербелы и Неджефа, муфтий утвердительно кивает. Оба они выросли на месте захоронения величайших святых Али и его сына Хусейна.  Находятся на территории Ирака. Там же неподалеку есть город Басит, где погребен имам Зайд, погибший в сражении в 740 году.

На мой вопрос, какие богословские труды являются основополагающими для зайдитов, муфтий называет "Толкование цветов". По его знаку служитель снимает с полки огромный фолиант с застежками. Написан сей труд семьсот лет назад, в далекие века, когда мир ислама кипел спорами знатоков Корана и исламского права, когда, как грибы, росли новые школы, развивались ереси и рождались дервишские ордена.

Зайдитские богословы отвергли догмат о безусловном предопределении судьбы человека и отстаивали определение о свободе воли, а также считали, что вера должна быть подкреплена делами. Они придерживаются убеждения в сотворенности Корана, отрицают в отличие от большинства шиитов представления о божественной природе имамов. Они до сих пор держатся мнения, что любой из потомков Али (алидов) может быть избран имамом, если подтвердил свои притязания в ходе вооруженного выступления. С точки зрения господствующего в исламе суннизма зайдиты ближе  всех  шиитов к религиозному большинству. Наиболее приметные отличия - отрицательное отношение к распространенному среди суннитов культу святых (исключение делается для первых имамов - мучеников) и мистицизму. Все эпохи зайдитам была чужда религиозная нетерпимость, это наименее экстремистское течение шиитского ислама.

В стороне от суетных умствований

Впрочем, времена духовных диспутов и расколов давно прошли. Все с тех пор переменилось, ныне главной духовной доблестью является охранение догм. Уже несколько веков у зайдитов не появляется крупных богословских сочинений, а после Революции 1962 г. развитие богословской мысли вообще прекратилось. В этом отношении есть большое сходство с православием, которое много столетий после отцов Церкви помышляет больше об обрядовой стороне религии и убережении от "суетных умствований".

 Страницы: 123

С этой статьей об Йемене также читали:

  На берегу Аденского залива

  Йеменская авантюра Обамы направлена против Китая

  Бедуины живут в горах

  Общество в Йемене

  Политическое и государственное устройство Йемена

© 2004—2025 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU