![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Йемен: ![]() ![]() ![]() Страна с богатейшей историей История кофе в Йемене Основные мысли о Йемене Йемен - настоящая экзотика Мифы о Йемене Жемчужина Востока или калейдоскоп по Йеменски Архитектурные памятники и своеобразие страны На месте древних государств Жить на нем легко и просто Йемен: кто кого? Йеменская авантюра Обамы направлена против Китая Фотосоветы Вопросы безопасности Йемен за две недели Иcтория Йемена |
Мне видится в сегодняшнем Йемене аналогия с Русью древней, которая была страной единой культуры, а не той двуглавой послепетровской империей, где одна часть лопотала по-французски, пила шампанское, скоблила бритвою щеки, а другая чесала бороды, вкушала квас и изъяснялась исключительно на родном наречии. У йеменцев сверху донизу - кат, табак, юбки, национальные ножи - джамбии за поясом. Единственное различие в том, что у священнослужителей форма ножен иная да клинок поуже. Но при этом следует учесть, что джамбия (священническая именуется сумма) предназначена отнюдь не для нарезания хлеба и колбасы, ее единственное назначение - проткнуть брюхо врагу. Это навело меня на мысль о том, что в Йемене совсем не кощунственно звучал бы парафраз вроде такого: "Раздайте патроны, муфтий Забара!". Пальнуть по врагу родного племени, а затем забить серебряный гвоздь в ложе своего карабина - возможно, это будет воспринять здесь как вполне богоугодное дело. И оно по плечу иному здешнему служителю Аллаха.
Лицо маститого старца опушает аккуратно постриженная седая борода. У него ухоженные руки, на правом мизинце серебряный перстень с большим красным камнем. Память у него превосходная - он и сегодня может прочесть незнакомую поэму и тут же повторить ее наизусть. Повидал свет (только в СССР был более 20 раз). Встречался с политиками и "князьями Церкви" всех религий, между прочим, и с Алексием Вторым. Кстати сказать, и познакомили-то нас накануне на приеме в часть министра иностранных дел Ватикана. Поэтому, не боясь столкнуться с фундаменталистской узостью, я отважно бросаюсь в глубь шиитского ислама, расспрашиваю о его святых и святынях, о догматике и истории. На вопросы о почитании священных для шиитов городов Кербелы и Неджефа, муфтий утвердительно кивает. Оба они выросли на месте захоронения величайших святых Али и его сына Хусейна. Находятся на территории Ирака. Там же неподалеку есть город Басит, где погребен имам Зайд, погибший в сражении в 740 году. На мой вопрос, какие богословские труды являются основополагающими для зайдитов, муфтий называет "Толкование цветов". По его знаку служитель снимает с полки огромный фолиант с застежками. Написан сей труд семьсот лет назад, в далекие века, когда мир ислама кипел спорами знатоков Корана и исламского права, когда, как грибы, росли новые школы, развивались ереси и рождались дервишские ордена. Зайдитские богословы отвергли догмат о безусловном предопределении судьбы человека и отстаивали определение о свободе воли, а также считали, что вера должна быть подкреплена делами. Они придерживаются убеждения в сотворенности Корана, отрицают в отличие от большинства шиитов представления о божественной природе имамов. Они до сих пор держатся мнения, что любой из потомков Али (алидов) может быть избран имамом, если подтвердил свои притязания в ходе вооруженного выступления. С точки зрения господствующего в исламе суннизма зайдиты ближе всех шиитов к религиозному большинству. Наиболее приметные отличия - отрицательное отношение к распространенному среди суннитов культу святых (исключение делается для первых имамов - мучеников) и мистицизму. Все эпохи зайдитам была чужда религиозная нетерпимость, это наименее экстремистское течение шиитского ислама. В стороне от суетных умствованийВпрочем, времена духовных диспутов и расколов давно прошли. Все с тех пор переменилось, ныне главной духовной доблестью является охранение догм. Уже несколько веков у зайдитов не появляется крупных богословских сочинений, а после Революции 1962 г. развитие богословской мысли вообще прекратилось. В этом отношении есть большое сходство с православием, которое много столетий после отцов Церкви помышляет больше об обрядовой стороне религии и убережении от "суетных умствований".
| |||||||||
|