![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Йемен: ![]() ![]() ![]() Страна с богатейшей историей История кофе в Йемене Основные мысли о Йемене Йемен - настоящая экзотика Мифы о Йемене Жемчужина Востока или калейдоскоп по Йеменски Архитектурные памятники и своеобразие страны На месте древних государств Жить на нем легко и просто Йемен: кто кого? Йеменская авантюра Обамы направлена против Китая Фотосоветы Вопросы безопасности Йемен за две недели Иcтория Йемена |
Йемен - одна из немногих стран, давших начало самостоятельной цивилизации. Еще в первые века христианства на его территории существовали государства, наследовавшие культуру и религию сабейцев. За тысячу лет до Рождества Христова царица Савская путешествовала по дальним странам как представительница древнего и могучего народа, в таком качестве она гостила у правителя новоиспеченного Израильского царства. Прошли века, и часть исповедников сабейского многобожия приняли иудаизм - возникло второе в истории Иудейское царство. Позже большинство йеменцев обратились в христианство. И, наконец, еще при жизни пророка Мухаммеда страна первой в арабском мире признала ислам. Самобытность Йемена, проявляющаяся до сих пор во всех сторонах жизни и культуры (одежда, тип жилища, язык, этикет), сказалась и в духовной сфере. А чем глубже своеобразие страны и народа, тем большее число неповторимых черт во всяком проявлении их самобытности. Это с неизбежностью проявляется даже в религии - на первый взгляд наиболее универсальном и наднациональном проявлении человеческого бытия. Практически весь горный Йемен, покрытый неприступными крепостями, исповедует зайдизм. Этот толк шиитского ислама широко распространен сегодня только здесь, в стране суровых хребтов и плоскогорий, которую я бы назвал аравийским Тибетом, из-за некоторой схожести природных условий, места в истории и особенности духовной жизни. Многие сотни лет страна горных твердынь отстаивала свою независимость от многочисленных завоевателей. Зайдистский ислам стал ее духовной крепостью, которую не смогли сокрушить даже турецкие завоеватели, проводившие геноцид на большей части Йемена. Рыцарь Ислама
Зайдистские династии правили в Северном Иране в 9-11 и в Марокко в 7-10 вв. Но до наших дней удержались только в Йемене. Всего в этой стране последовательно правил 121 имам. Последний из них - аль-Бадр, некоторое время контролировавший часть территории Северного Йемена во время гражданской войны 1960-х годов, недавно умер в эмиграции в Лондоне. Духовный лидер, несколько десятилетий служивший живым знаменем монархической контрреволюции, был наследником династии, долго правившей Йеменом, но, тем не менее, прошел процедуру избрания. Фактически почти весь исламский период своей истории страна жила в условиях демократического режима, ибо должность имама всегда была выборной, за проступки он мог быть и отрешен от власти. Но прошло уже несколько лет после кончины аль-Бадра, а новый имам не избран, и вряд ли такое может произойти в ближайшем будущем. Ибо власть ныне принадлежит президенту, правительству и парламенту, состоящему из представителей различных партий. А ведь имамат - теократическая власть, как она может ужиться со светскими институтами западного типа. Впрочем, зайдистские богословы и в древности допускали возможность существования общины при временном отсутствии имама. Муфтий ЗабараТак что нет ничего катастрофического в том, что верховным религиозным авторитетом для зайдитов на сегодня является 93-летний муфтий Мухаммед Забара. Священнослужитель живет в типичном для Саны многоэтажном доме, сложенном из крупных каменных блоков (с виду такое сооружение напоминает сторожевую башню). В 30-х годах его построил отец муфтия - известный йеменский историк. Здесь все традиционно: и узкие лестничные марши, и окна с витражами, и неизбежная длинная комната, служащая для приема гостей и жевания ката - растения, вызывающего легкий кайф, сродни наркотическому. Об этом увлечении свидетельствуют алюминиевые плевательницы, обступившие высокие наргиле (кальяны) посреди ковра. Тут курят и жуют, как и во всяком доме.
| |||||||||
|