Народная музыка для туркмен, без сомнения, это звучание любимого дутара. Ведь если хорошенько прислушаться, то в его мелодии можно услышать хруст раскаленного песка в жаркой пустыне, переливчатое многоголосье горных речушек, шепот склонившихся над водой ив и плеск вод древнего Каспия - все звуки любимого, отчего края.
Дутар – неотъемлемая часть многовековой культуры народа Туркмении, но знаменитый инструмент был бы мертв, без человека, в чьих руках он умеет петь, смеяться и плакать, передавая все оттенки и нюансы человеческих чувств. Конечно же, речь идет о людях, без которых не обходится ни одно торжество, будь то сельская свадьба или официальный государственный праздник – это народные певцы – бахши.
Во все времена башхи в народе пользовались огромным почетом и уважением, ведь их мастерство способно заворожить и успокоить, заставить задуматься над глубиной мысли туркменских поэтов, сопереживать героям «дестанов» (эпос).Имена знаменитых певцов всегда на слуху, их поступки становятся мерилом добра и зла, а жизнь обрастает легендами.О том, что состоится выступление бахши, люди обычно узнают заранее, и начинают тщательную подготовку. Выбирают наиболее удобное место для торжества, готовят угощение, продумывают вопросы для беседы.
Послушать бахши, обычно собираются до двух тысяч человек, которых нужно где-то разместить, поэтому для выступления певцов, самым лучшим местом является площадь. На ней расстилают большой ковер, рядом разводят огромный костер, что бы освещал всех присутствующих, а в нескольких метрах от него, раскидывают богатый дастархан, на который выставляют традиционные угощения: сладости, фрукты и другие угощения.
Как только спадет дневная жара, часов в 5-6 вечера, знаменитый певец появляется на публике.По мусульманскому обычаю бахши, являются кастой и носят особую одежду: толстый халат на вате – «дон», «тельпек» - шапка-папаха из шкуры белого или черного баранов, белую рубаху и широкие штаны. На ногах, обычно красуются, сапоги из мягкой кожи. По правилам они пьют воду из святого источника, привезенную с собой, и едят, непременно, из собственной посуды.
В начале концерта музыкант выпивает пиалу чая, произносит подобающую суру из Корана, садится по - турецки (айбогдаш) и начинает петь. Сильный гортанный голос в паре с тихими, умиротворяющими переборами дутара, имеют ошеломляющий эффект. Еще недавно возбужденно гудящая толпа пришедших слушателей, мгновенно замолкает с первыми аккордами.
Через два часа непрерывного пения сказитель делает небольшой перерыв, во время которого обязательно пьет чай, восстанавливая горло, и общается с пришедшими людьми.Так незаметно проходит короткая летняя ночь, вот уже догорает костер, занимается новый день, а музыка все летит и летит над степью. И только темные круги усталости залегли под глазами, утомленного бахши, да слегка поредела толпа слушателей.
Но всему приходит конец, концерт окончен и люди неохотно расходятся по - домам. Помощник бахши забирает у певца дутар и прячет в специальный футляр из мягкой материи, только он и хозяин имеют право прикасаться к замечательному инструменту. Сегодня дутар отлично пел – спасибо мастеру его изготовившему!
Название инструмента происходит при слиянии иранских слов: «ду» - два, «тар» - струна.
Да, у дутара всего две струны, но тем удивительнее извлекаемое из него количество ошеломляющих звуков!«Уста» – мастера по изготовлению дутаров, по праву и в полной мере заслуживают того, чтобы разделить громкую славу народных бахши. Они не ставят на своих дутарах личного клейма. Зачем? Ведь каждый усто из тысячи узнает свой инструмент, по звучанию, как отец по голосу узнает своего сына.
Мастерство дутаристов всегда было в почете. За хорошо звучащий музыкальный инструмент давали коня, а секреты ремесла дутарных дел мастеров передавалось по наследству и только в семейной династии. Жаль только, что сегодня настоящих «усто» год от года становится все меньше.
Усталый бахши собирает свою торбу, завтра его снова ждут люди, о чем споет он им? Конечно, что-нибудь из национального эпоса – «дестана».