![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Туркменистан: ![]() ![]() ![]() Заповедник Репетек Заповедник Капланкыр Бадхызский заповедник Хребет Копетдаг Хребет Большой Балхан Пустыня Каракум Плато Капланкыр Возвышенность Бадхыз Природные памятники Кугитанга Мавзолей Мухаммеда Ибн Зейда Мавзолей Султана Санджара Древний Мерв - жемчужина Востока Ансамбль мечети в Анау Абиверд - средневековый город Мавзолей Текеша в Куня-Ургенче |
К приезду бахши люди всегда готовятся заранее. Они узнают, кто из знаменитых исполнителей к ним собирается приехать, чтобы быть готовыми к тому, какие вопросы ему можно задать, в каком месте лучше провести встречу, что лучше подать в качастве угощения. Будущие слушатели на площади расстилают большой ковер, в середине разводят костер, который в течение ночи и до самого утра будет единственным источником света для всех собравшихся. В нескольких метрах от костра расстилают скатерть с угощением. Почти 200 человек собираются здесь, чтобы убедиться в несомненной искусности народного сказителя и насладиться его безупречной манерой игры. Мусульманский обычай определил бахши особый стиль одежды. Они носят дон (толстый халат на вате), тельпек (шапка из шерсти белого и черного баранов), белую рубашку, на ногах сапоги из мягкой кожи и широкие штаны, для того, чтобы удобно было сидеть по-турецки (айбогдаш). Во время своих путешествий бахши могут пить только ту воду, которую они взяли из своего колодца, а есть только из той посуды, которую привезли с собой из дома. В пять-шесть часов вечера начинается «концерт», который заканчивается лишь к восьми-девяти часам утра. Всю ночь радует бахши людей своим талантом, делая лишь редкие перерывы (по 15 минут каждые 2 часа), во время которых люди могут спросить певца о том, что их интересует. Везде музыканта сопровождает его верный помощник, который знает все его вкусы и привычки. И так проходит вся ночь. Вся степь умолкает в это время, и тишина прерывается лишь сильным голосом певца и нежными звуками дутара.
В древесине современных инструментов эти поры закрыты, а в старинных - открыты. От состояния канальцев зависят резонансные качества дерева. Тиркеш познал этот секрет и стал превосходным мастером по настройке и ремонту дутаров. Тиркеш разработал новый метод, сохраняющий поры открытыми. Он научился чувствовать инструмент, знать, что ему нужно для хорошей работы. Видимо это чувство и позволило Тиркешу добиться успеха в этой области. Позднее он создал так называемый электродутар, в который вмонтировал микрофон. Однако не все бахши смогли понять и познать искусство игры на таком, новом для них и их сознания, инструменте. В музыке бахши отражаются наиболее яркие черты национального музыкального искусства, а точнее всего творческого мышления туркменского народа. Многие туркменские народные инструменты сегодня звучат в составе различных музыкальных оркестров, а дутар по-прежнему является неотъемлемой частью национальной музыки. Сегодня дутаристы исполняют не только туркменскую музыку, но также музыку других народов, русскую и европейскую классику, внося неповторимое своеобразие в концертные программы. Идя в ногу со временем, искусство бахши черпает из окружающего мира новые мелодии и обогащается новым содержанием, не переставая быть для слушателя тем немногим, что может скрасить жизнь в трудные минуты.
Перепубликация с www.centralasia-travel.com
| |||||||||
|