Низенький стеклянный стол на индюшачьих лапах в большой гостиной стоит точно над окном, прорубленным в полу, и сквозь него просматриваются бывшие конюшни – в них сейчас художественная галерея. В саду то и дело натыкаешься на слонов и жирафов в натуральную величину, которых, развлекаясь, лепил Дали. А у бассейна – вереница бюстов Вагнера, к музыке которого мастер был неравнодушен. Женщины обычно сразу устремляются на третий этаж замка – там выставлены многочисленные наряды Галы. Она предпочитала туалеты, сделанные по эскизам супруга. Наверное, только в Пуболе и можно познакомиться с искусством Дали-"кутюрье". Здесь же хранится его блуза и знаменитая каталонская красная шапочка с кисточкой, в которой он запечатлен на одном из лучших фотопортретов. Вещи изношены, как говорится, до дыр: Дали облачался в них ежедневно, вставая к мольберту в мастерской. Здесь же, в Пуболе, нашла последний приют Гала.
Смерть настигла ее в 80 километрах от Пуболя, в крохотной средиземноморской деревушке Порт-Льигат. Дом в Порт-Льигате в отличие от других музеев художника можно назвать "интимным мемориалом". Он связан с молодостью Дали и его надеждами, с началом его любви и славы. И с самой большой утратой в его жизни. ...В сентябре 1929 года в поселок Кадакес, в нескольких километрах от Порт-Льигата, где тогда жил Дали, приехал французский поэт Поль Элюар со своей русской женой Еленой Дьяконовой – Галой, как называли ее еще в России. Дали влюбился в Галу с первого взгляда. Ему было 25 лет, ей – 36. И она, пораженная молодым художником, не раздумывая, осталась в Кадакесе. Разразился скандал. Отец Сальвадора в гневе отказал ему во всякой поддержке. Не одобрили поступка Дали и его друзья. Тогда Дали и Гала уединились в Порт-Льигате. В то время это была заброшенная бухточка – одно из самых пустынных мест на каталонском побережье Коста-Брава. Вдова рыбака уступила им свою хибарку с удобствами во дворе. Именно из этой запущенной дощатой лачуги, едва защищавшей ее обитателей от сильных ветров, и вырос дом, который со временем превратился в музей. Хижина долгие годы перестраивалась по собственному проекту художника, объединяя в себе все новые строения. "Наш дом рос как некая биологическая структура, размножаясь клеточным почкованием", – скажет позднее Дали.
В конце концов дом в Порт-Льигате внешне уподобился мавританскому жилищу, напоминающему крепость под черепичной крышей над простым белым фасадом почти без дверей и окон, окруженным разросшимся садом. Комнаты на разных уровнях, соединенные между собой узкими лестницами и коридорами, образовывали столь любимый художником лабиринт. В отличие от роскошного Пуболя здесь все просто, основательно и добротно.
Стены, беленые известью, полы, выложенные терракотовой плиткой. В прихожей деревянные стулья, старый сундук, чучело канадского медведя – оно служило подставкой для тростей и зонтов. Две белые гостиные почти без мебели. В столовой – прямоугольный дубовый стол, украшенный двумя железными светильниками. Когда на улице было холодно, супруги обедали здесь, сидя на деревянной скамейке. Отсюда несколько ступенек вверх и пара поворотов ведут в необыкновенную комнату с каменными сиденьями вдоль стен, которую Дали окрестил "Яйцом Гала". Она действительно яйцевидной формы. Единственное ее украшение – огромный круглый белый камин, опоясанный кирпичным фризом. Расположенное на его фронтоне круглое зеркало дает искаженное изображение овального пространства. Чтобы как-то украсить пустынный интерьер, Гала бросила на сиденья подушки из индийского шелка, а у камина поставила русский самовар.
Рядом с "Яйцом Гала" – библиотека Дали, картинная галерея, вместившая работы художника, созданные в Порт-Льигате, коллекция безделушек, которые собирал хозяин дома. На самом верху лабиринта – спальня. Она "подвешена", как антресоль, и смотрит в море, отражаясь в зеркалах. Это единственное место, которое выбивается из аскетичной обстановки дома – две огромные кровати под голубым шелковым балдахином с золотой отделкой и розовой вышивкой поставлены рядом друг с другом. Сальвадор и Гала любили этот дом. Даже в замок Пуболь они перенесли его частичку: небо и море Порт-Льигата, убегающие за горизонт, Дали только ему известным объемным способом воссоздал на спинке позолоченного "трона", на котором восседала его возлюбленная, принимая гостей. Последний раз в любимый дом Гала приехала после операции из барселонской клиники, больная и разбитая.