![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Филиппины: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Японская оккупация и сопротивление Филиппин Независимые Филиппины. Филиппины – владение США Филиппинская революция 1896–1898 Наука Филиппин Литература и искусство Филиппин Территория Филиппин Поулярные отели Филиппин Географическое положение Филиппин Легенды Филиппин История Филиппин Лючио Тан Марки Сиело Генри Си Мануэль Акунья Рохас |
Необходимость оказывать помощь своим бата и вообще всем близким диктуется системой нравственных обязательств, называемой утанг на лооб, что в переводе с тагальского означает «внутренний долг». Подобные системы под иными названиями существуют и у других филиппинских народов, не только у тагалов. Концепция утанг на лооб, внутреннего долга, очень важна для объяснения действий филиппинца и является почти священной: тагалы никогда не произносят слова «утанг на лооб» всуе. Сказать, что у человека слабый утанг на лооб или что его вообще нет — это значит дать ему самую нелестную характеристику. Напротив, сказать, что у человека хороший утанг на лооб, что он выполняет свой внутренний долг, — это значит воздать ему высшую похвалу. Что же это за система? Суть ее состоит в чувстве неоплатного долга перед лицами, которые окружают филиппинца и помогают ему. Человек, которому оказали услугу (не обязательно материальную — это может быть добрый совет, похвала, лакад, предпринятый для него, и т. п.), чувствует себя нравственно обязанным по отношению к лицу, оказавшему услугу, он ощущает настоятельную необходимость сделать для него все, что в его силах. Если человек принимает услугу и в ответ сам платит тем же (абсолютная ценность услуги здесь, как уже говорилось, не имеет значения), то между этими людьми устанавливаются отношения утанг на лооб, отношения внутреннего долга друг к другу не по принципу: «что ты мне, то и я тебе», а по принципу: «я тебе все, что могу, и ты мне тоже». Но в этих отношениях отчетливо обнаруживается и неравенство сторон: один из них находится в положении бата, другой — покровителя, и один делает все возможное как покровитель, другой — как бата.
Постоянное опасение нарушить утанг на лооб и попасть в положение уаланг хийа делает филиппинца крайне чувствительным к мнению других людей, для него очень важно «не потерять лицо». Поэтому неосторожное слово или действие болезненно сказываются на его самолюбии. В отношении с людьми, с которыми человек связан отношениями «утанг на лооб», он должен проявлять добрую волю и благожелательность, имея в виду, что в будущем и ему будет оказываться помощь. Он должен избегать конфликтов, резких суждений и ни в коем случае не противоречить старшим и влиятельным членам группы. Такая фраза, как, например, «Вы неправы» звучит слишком резко и даже оскорбительно.
| |||||||||
|