![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Нигерия: ![]() ![]() ![]() Что есть нигерийская красота? Черный рынок в Нигерии Колоритная и удивительная Нигерия Федеративная республика на реке Нигер - Нигерия Нигерия - страна многовековой истории Вторая Мировая Война и ее влияние на Нигерию Политическая ситуация в Нигерии в 60-е годы Гонения на уроженцев Восточной Нигерии - ибо Важные исторические события Нигерии Рельефы и полезные ископаемые Нигерии Климатические особенности Нигерии Внутренние воды и почвы Нигерии Растительный и животный мир Нигерии Природные условия и ресурсы Нигерии Народы Нигерии |
Пытаясь постигнуть смысл этого странного самоощущения, я как-то завел речь о нем с замечательным нигерийским писателем, лауреатом Нобелевской премии Воле Шойинка. Сам этот 70-летний литератор, журналист и театральный деятель являет собой пример породнения двух цивилизаций. Свои книги, пронизанные неповторимым народным юмором, он пишет на великолепном английском языке, но они построены на сюжетах и мотивах африканского фольклора. Воле сказал мне, что йоруба, этот умный предприимчивый народ с оригинальной старинной культурой, способен физически ощущать три главные, взаимосвязанные сферы существования: мир живущих, мир еще не рожденных и мир мертвых. А над всеми этими сферами возвышаются боги, которые определят судьбу и живых, и не рожденных, и мертвых.
Многие из богов когда-то сами были людьми, поэтому все про них знают. Естественно, находясь в человеческом обличье, они были не простолюдинами, а вождями. Поэтому йоруба на всякий случай всегда воздавали своим вождям божественные почести, видя в них потомков великого и непостижимого Одудувы, который одновременно является праотцем и праматерью йоруба, а если воспользоваться европейской терминологией, - гермафродитом. Имея такую родословную, вожди обладали жреческой властью, руководили всеми магическими обрядами, выступали посредниками в отношениях с богами и духами предков, оберегали народ от всяких бед и напастей. Одним из главных проявлений божественной эманации вождя считалась его мужская сила, от чего напрямую зависела плодовитость женщин. С учетом всех этих заслуг вождям безропотно приносили найденные золотые самородки, шкуры убитых на охоте зверей, первые плоды нового урожая. В этой связи мне вспоминается поездка в весеннюю пору в округ Эките, провинция Ойо. Там в это время был в разгаре праздник Эпа, отмечаемый раз в два года. Большое впечатление произвел выезд на коне воина в полном боевом снаряжении и в маске Олоко (хозяина леса). Она представляла собой сложную художественную конструкцию, изображавшую леопарда, вскочившего на спину антилопы. Причем на хвосте самого леопарда сидел петух. "Олоко - символ власти", - пояснил сидевший рядом старейшина йоруба. В общем-то, я это понял и сам, поскольку знал, что на юге Нигерии леопард так же, как лев, лошадь, бык, орел и кобра, воплощает власть. Поэтому я решил вытянуть у соседа дополнительную информацию - попросил рассказать о вожде деревни. В ответ он показал мне кулак. От неожиданности я отшатнулся. "Похоже, я что-то лишнее брякнул. Неужто бить будут?" - мелькнула опасливая мысль. Но сосед успокоил - снова потряс кулаком, но на этот раз сопроводив жест переводом. "Он у нас очень умный и крепкий!" - сообщил старейшина, явно гордясь своим лидером. Оказалось, что кулак здесь показывают в знак восхищения человеком могучим и авторитетным. Тогда я тоже показал кулак, обозначив, что присоединяюсь к его оценке. Так приходит взаимопонимание. Вождь - фигура почитаемая. Однако в его статусе в разные времена встречались моменты, показавшиеся мне спорными. Так, в старину в царстве Ойо для бале (короля) был установлен семилетний срок правления. В принципе такой временной отрезок для выполнения властных полномочий встречается и в наши дни. Во Франции, например, при де Голле срок президентства тоже был семилетним. Председатель Совета Федерации Сергей Миронов упорно добивается того же и для России. Однако специфика царства Ойо заключалась в том, что там после семи лет счастливого правления короля убивали, либо требовали, чтобы он убил себя сам, добровольно. Говорят, это было связано с тем, что йоруба требовались лишь крепкие - физически и интеллектуально - правители, а за семилетний срок они обычно изнашивались. Как бы то ни было, но такая система не прижилась - запас королей быстро иссяк... Кадровые проблемы, возникшие в Ойо с венценосцами, объясняются, наверное, тем, что изначальная планка была очень высокой. По преданиям, королем здесь в свою бытность человеком был сам Шанго, гневливый бог грома и молний. Прежде чем поселиться в облаках, он прошел на земле что-то вроде производственной практики. Государем он был не только могущественным, но и довольно жестоким - рассердившись, мог убивать подданных, изрыгая пламя изо рта. "Даже мирный он слишком страшен, а когда в глазу его полыхнет война, от него в рассыпную бегут и враги, и друзья", - до сих пор поют йоруба.
| |||||||||
|