![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Грузия: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Сухишвили: танец, пьянящий, как вино Характерные черты Джвари (Монастырь Святого Креста) Монастырь Иоанна Зедазнийского Мистическая страна В краю солнечной Аджарии Все четыре времени года в одной стране Древнейшие ценности Отдохните в Грузии Кахетия и Алазанская долина И сладкозвучный соловей пел детям песню из кустов Курорт "Саирме" Бальнео-климатический курорт Шови Цхалтубо Уреки |
Расширение пределов государства, а также постоянная угроза нового вражеского вторжения требовали создания многочисленной регулярной армии. И царь Давид принял весьма неожиданное решение - переселил в Грузию 40000 половцев (кипчаков) с семьями. Половцы были изгнаны из южнорусских степей киевским великим князем Владимиром Мономахом, и теперь, находясь в стесненном положении, согласились переселиться в Грузию и служить грузинскому царю. Переселение половцев осуществилось в 1118-19 гг., причем царь Давид сам отправился на север, в Осетию, чтобы убедить осетин беспрепятственно пропустить половцев через свои земли.
В начале следующего, 1122 г. царь Давид взял Тбилиси, который в V в. сделал столицей св. благоверный царь Вахтанг Горгасал (память 30 ноября/ 13 декабря), но которым уже несколько веков правили мусульманские властители. Весьма интересно, какой налоговый порядок был установлен царем Давидом: грузины должны были платить 5, евреи 4, а мусульмане 3 динария в год. Мудрый царь понимал, что не так-то просто резко изменить весь уклад жизни, существовавший в Тбилиси до его освобождения. Поэтому, в частности, христианам запрещалось резать свиней в районах города, населенных мусульманами. Будучи верным чадом Православной Церкви, царь Давид неизменно стремился, насколько возможно, быть в мире со всеми людьми (Рим. 12,18). Поэтому к нему относились с большим уважением не только православные грузины, но и иноверцы. Царь же, оказывая покровительство и заботу всем своим подданным, неизменно заботился об укреплении и ограждении Церкви.
Как-то царь Давид созвал собор, на котором был устроен диспут православных богословов с армянскими (летописец пишет, что он сделал это по просьбе армянских епископов и настоятелей монастырей). Диспут продолжался с рассвета до девяти часов вечера. Наскучило это царю. "Вы, отцы, вторглись в самые глубины неведомого, как философы, мы же не в состоянии постичь этого, будучи невеждами и мирянами. Вы знаете, что я, как воспитанный в военных заботах, далек от учения и науки. Поэтому скажу вам словами простыми и неучеными." Сказав это, царь Давид в таких притчах дал ответ армянам, что оставил их безответными и бессловесными. "Как когда-то Василий Великий в Афинах", замечает летописец. Хотя царь, по смирению своему, назвал себя невеждой, но он вовсе не был таковым, хотя и действительно с молодых лет был постоянно в походах. Дело в том, что он специально всюду возил с собой в походы нагруженных книгами мулов и верблюдов. Как только предоставлялась возможность, св. Давид углублялся в книгу и читал до темноты. Когда глаза уставали от чтения, ему читали вслух… О том, чему научился он из этих книг, свидетельствует его праведная христианская жизнь, а также покаянный канон, который был им составлен.
| |||||||||
|