![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Китай: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Жилые постройки в Китае О Пекин! Бейдайхэ Китай для туристов Пекинский Китай Путеводитель Китая Красоты Китая Праздника много не бывает. Китайский Новый год Многоликая Сунька Божественная нить Великой китайской стены Хуньчунь: близкий и неизведанны Китай по карману Китайский Остров Свободы Гугун, запретный город Суйфэньхэ: шокирующая Азия! |
Путь китайцам открыт
Правда, некоторые результаты строительства уже проявили себя. В первую очередь, — это усиление китаизации Центрального Тибета, прежде всего Лхасы. Уже после превращения автомобильной трассы Голмуд–Лхаса в прекрасное шоссе в первые годы текущего столетия резко увеличилось число ханьцев в Лхасе. Мне не раз приходилось говорить об этом с тибетцами. Ханьцы заполоняют рабочие места, возникающие здесь все в большем количестве с приходом цивилизации в её китайском формате. С введением в строй ветки Гарму–Лхаса КНР закрыла последнее «белое пятно» на своей железнодорожной карте. В ближайшие 10 лет планируется строительство трех ответвлений от этой дороги, в том числе ко второму после Лхасы духовному центру Тибета — городу Шигадзэ, где в монастыре Даши Лхунбо расположена резиденция Панчен-лам. Бесплатный кислородЖелезнодорожный вагон избавил путешественников в Лхасу от холода, настигающего на перевалах, если ехать на автобусе. Специальная конструкция вагонов, используемых на этой дороге, решила также проблему кислородного голодания. В плацкартных и купейных вагонах проводники выдают пассажирам запечатанные в пакетики индивидуальные пластмассовые трубочки. Одним концом они вставляются в расположенные у каждого места гнезда подачи обогащенного кислородом воздуха, другим — в ноздри. Впрочем, дорога в Лхасу была мне привычна и без этих излишеств. Ради интереса испробовав спасительные трубочки в работе, я оставил их без внимания. В общих вагонах, гнезда для подачи обогащенного кислородом воздуха расположены под сиденьями и трубочек там не выдают — дышите естественно.
В Лхасе железную дорогу венчает громадный современный вокзал — ещё одна новая архитектурная черта в облике ещё недавно почти недоступного города, города-тайны, ещё менее ста лет назад бывшего несбыточной мечтой западных путешественников. Оказавшись в Лхасе, я стараюсь не задерживаться в ней. Мои маршруты лежат дальше, в районы Центрального Тибета, ещё не до конца подвергшиеся китаизации и не ставшие жертвой нашествия западных туристов, превращающего Тибет в этнографический заповедник. Однако установка железнодорожного сообщения с Центральным Тибетом не решило проблему его открытости для иностранцев, на что многие надеялись. Некоторые мои тибетские друзья говорили, что с прокладкой дороги сикэджени будут отменены. Но этого не произошло. Иностранцам, не предъявившим сикэдженя, билет на поезд в ТАР просто не продадут. Заботливая «Родина-мать» по-прежнему строго присматривает за своим беспокойным пасынком. Когда же иностранец покидает ТАР, китайцы даже не пытаются выяснять, законно ли он там пребывал — лишь бы убирался поскорей восвояси, уже внеся посильный вклад в укрепление экономики КНР переплатами втрое за всё что возможно. Так что любой «бэй гуй» (по-китайски «белый черт»), как китайцы называют европейцев, покидая ТАР, может безо всякого беспокойства приобрести железнодорожный билет и вполне насладиться поездкой по этой необыкновенной железной дороге. Андрей Стрелков
Перепубликация с www.geo-cafe.ru
| |||||||||
|