Силы распылятся многократно, и даже небольшой отряд хунхузов может прорваться для разбоя! Знаменитый историк Лев Гумилев доказал в своих трудах, что для обороны стены у китайцев никогда не было достаточно сил. В истории были похожие сооружения. Например, Змиевы валы и Засечная черта. В отличие от китайской стены они были временными, и вся их задача заключалась в недопущении внезапного нападения. Русь нуждалась в нескольких днях, чтобы собрать ополчение и выставить перед противником войско. Но не на валах и засеках, а в чистом поле встречали врага дружинники. У китайцев есть свое объяснение необходимости стены. Дескать, гунны в свое время пошли на Китай, увидели стену и повернули в Европу. Хорошая версия. Но в ней есть существенный недостаток. Во времена гуннов стену только лишь начали строить, с тех пор сохранились лишь два глиняных вала и глинобитная башня, которые вряд ли напугали бы гуннов. А нынешняя кирпичная стена ни от маньчжуров, ни от монголов Китай не спасла.
Покупая, не "купитесь" сами!
Китайские товары можно условно разделить на пять категорий: кустарное барахло и подделки, фабричные подделки, качественные фабричные товары, товары, произведенные по лицензии, товары, произведенные зарубежными компаниями на территории Китая. На популярных у туристов Жемчужном и Шелковом рынках в Пекине что-то качественное найти трудно. Здесь царство ширпотреба, подделок и самой кичевой кустарщины. Хорошие покупки можно сделать в магазинах, где отовариваются сами китайцы. В универмаге "Люфтганза" ("Яньша") продаются вещи европейского качества и товары европейских брендов. Знаменитый прежде универмаг "Дружба" потерял былую привлекательность, российские туристы стали разборчивее. Торгуются в Китае повсеместно, даже в продуктовых магазинах. Но на рынке или у неорганизованных торговцев сбить цену можно в 10 раз, а в продуктовом магазине - процентов на десять. В магазинах при музеях или храмах реально сбить цену на 20 - 30 процентов, если продавец упрямится, надо выйти на улицу и оглядеться - может быть, вокруг музея продают то же самое и по сходной цене. Торгуются китайцы быстро, без арабского занудства, главное в стратегии покупателя - не бояться назвать мизерную в нашем понимании цену, а потом повышать ее мелким шагом, не по пять или десять юаней, а по два-три. Все будет нормально, если последнее слово оставить за китайцем. Продавец, услышав первую цену, обычно делает удивленную гримасу и заявляет: "Я - банкрот". Но мы же знаем, все барахло стоит в Китае дороже, чем то же самое барахло в России. А дорогие китайские товары продаются в фирменных магазинах или не продаются вовсе. Отсюда вывод: покупать в Китае надо дорогие, качественные вещи, которых в стране невероятное изобилие, но которые в Россию не везут из-за шкурной сущности современного товарообмена. При покупке развесных товаров надо учитывать, что в Китае взвешивают в дзинах - это 0,5 килограмма.