Дания
Дания
Кения
Кения
Греция
Греция
Малайзия
Малайзия
Мартиника
Мартиника
Непал
Непал
Венесуэла
Венесуэла
Ботсвана
Ботсвана
Эритрея
Эритрея
Израиль
Израиль
Камерун
Камерун
Панама
Панама
Гамбия
Гамбия
Латвия
Латвия

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Китай:

О стране
Информация о визе
Прокат автомобиля
Памятка туриста
Достопримечательности
Экскурсии
Гостиницы и отели
Все статьи


Жилые постройки в Китае

О Пекин!

Бейдайхэ

Китай для туристов

Пекинский Китай

Путеводитель Китая

Красоты Китая

Праздника много не бывает. Китайский Новый год

Многоликая Сунька

Божественная нить Великой китайской стены

Хуньчунь: близкий и неизведанны

Китай по карману

Китайский Остров Свободы

Гугун, запретный город

Суйфэньхэ: шокирующая Азия!


Китай - Китайские церемонии

Китайские церемонии

  

Подраздел: Cтатьи о Китае | Китай
Страницы: 1234
При этом важно, что вся система не была "расистской" в нашем нынешнем понимании: если дикарь выучивал "правильный" язык и осваивал "правильную" культуру, его считали вполне человеком, но отношение к его непросветившимся соплеменникам от этого не менялось. Этнические арабы, персы, пуштуны, не говоря уж о японцах или корейцах, часто сдавали государственные экзамены, получали чиновничьи должности и делали успешные карьеры в бюрократическом аппарате китайских империй.

чайная церемонияОднако надо помнить, что вся эта стройная иерархическая система являлась, во многом, фикцией, что до некоторой степени понимали и сами ее участники и идеологи. Зависимость и "полуцивилизованных", и, особенно, "диких" стран от китайского императора носила символический характер. Ожидалось, что они время от времени будут отправлять в Китай посольства с данью и выражением своей преданности императору. В ответ китайский двор отправлял "пожалования", которые по цене, как правило, примерно соответствовали "дани". Речь шла, таким образом, об обычной межгосударственной торговле, лишь слегка прикрытой соответствующими идеологическими декорациями. Во внутренние дела "данников" китайцы обычно не вмешивались, да и на их внешнюю политику особо влиять не пытались. Поэтому принятое на Западе описание этих отношений как "вассалитета" не совсем верно: конфуцианский "вассалитет" означал куда большую автономию, чем вассалитет в средневековой Европе. Для китайских идеологов вполне хватало тех протокольно-ритуальных жестов, которыми иноземные правители выражают свое почтение императору. Если требовалось что-то более серьезное (например, участие в военных кампаниях империи, размещение китайских гарнизонов), то эти вопросы обсуждались отдельно, и становились предметами вполне обычного дипломатического торга, на который фикция вселенской власти императора никак влияла не больше, чем католические догматы - на отношения между европейскими суверенами. Не слишком полагались на идеологию и в отношениях с кочевыми племенами Великой Степи. При всей своей отсталости, эти племена вплоть до массового распространения ручного огнестрельного оружия представляли грозную военную силу и при случае вполне могли организовать крупное вторжение в Китай, а то и вообще захватить его. Поэтому отношения с ними строились по обычному в таких случаях принципу - "разделяй и властвуй" (в китайском варианте это звучало несколько иначе - "управляй варварами с помощью [других] варваров"). В отношениях с ними все разговоры о "почтительно прибывших данниках" относились к области внутренней пропаганды, призванной укреплять в подданных Империи веру в ее могущество.

Вообще говоря, идеологизация отношений нередко бывала односторонней - китайские дипломаты вели свои протокольно-ритуальные игры и тогда, когда их иностранные партнеры вовсе не собирались им подыгрывать. Вплоть до середины XIX века китайские чиновники объявляли данническими миссиями любые иностранные посольства - часто без ведома самих послов или против их воли. Так, например, в 1793 г. на корабле лорда МакКартнея, первого британского посла в Китай, китайские чиновники установили огромное знамя с надписью "Дань от правителя Англии". При императорском дворе от посла потребовали, чтобы тот совершил коу-тоу, то есть трижды распростерся ниц перед императором. Гордый потомок шотландских лордов счел это требование покушением на достоинство английского монарха и отказался от коу-тоу. В итоге первые серьезные англо-китайские переговоры в основном свелись к поискам взаимоприемлемой формы поклонов (кстати сказать, русские послы в том же XVIII столетии проявляли большую гибкость: они соглашались на коу-тоу, но предусмотрительно не сообщали об этом в своих отчетах в Петербург). Домой МакКартней вернулся с большим письмом от императора Цяньлуна, которое, в частности, гласило: "Мы, Император волею Неба, даем наказ правителю Англии отметить наши заботы. Хотя Ваша страна находится за далекими океанами, Вы склонили сердце в сторону цивилизации и специально направили после почтительно преподнести государственное послание. Переплыв моря, он прибыл ко двору, преклонил колени и преподнес поздравления по случаю дня рождения императора. Тем была показана Ваша искренность".

С другой стороны, отдельные ушлые торговцы с давнего времени научились извлекать прибыль из конфуцианских идеологем. Группа купцов из дальних стран всегда могла объявить себя "послами с данью" - и рассчитывать на охрану, благосклонное отношение чиновников и, конечно, на щедрые подношения императора.

 Страницы: 1234

С этой статьей о Китае также читали:

  Стужа в уйгурском захолустье

  Мосты Шаосина провинции Чжэцзян

  Гугун

  Крупные города Китая

  Легкие шаги Шаолиня

© 2004—2025 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU