![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Китай: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Жилые постройки в Китае О Пекин! Бейдайхэ Китай для туристов Пекинский Китай Путеводитель Китая Красоты Китая Праздника много не бывает. Китайский Новый год Многоликая Сунька Божественная нить Великой китайской стены Хуньчунь: близкий и неизведанны Китай по карману Китайский Остров Свободы Гугун, запретный город Суйфэньхэ: шокирующая Азия! |
Китайцы, например, не просто "отмечают" свои праздники, как делаем это, скажем, мы, а прямо-таки "проживают" их; "участие в празднестве" - слишком слабая дефиниция для того, что происходит в такие дни в стране. Когда полагается зажигать шутихи, все зажигают шутихи, когда положено есть "лунные печенья", все едят "лунные печенья", причем как в последний раз. Далее: отношения между людьми строятся по принципам, начертанным великим Конфуцием: безусловное подчинение "младших" "старшим" и обязательная опека вторых над первыми. Невооруженным глазом это просматривается не только в семейных и земляческих отношениях, но и на производстве, даже в частном секторе. Во многом под влиянием традиций формируется облик сегодняшней урбанистической архитектуры. Традиционная китайская архитектура не знала купола и арки: шар, круг – это символы Неба, а здания должны прочно стоять на земле. Арок и куполов практически нет и в современном градостроительстве. Все очертания построек и проемы в них прямоугольные (квадрат – символ Земли), в лучшем случае крыши венчают треугольные навершия. В храмы и дворцы попадали по мостику, пройдя над каналом, прудом: переход через воду – обязательный в этом случае символ смены онтологической модальности, и далеко не только в Китае. И во многих современных жилых комплексах устраивают искусственный ручеек во внутреннем дворе, или, на худой конец, фонтан перед входом – такой редуцированный водоем. За воротами, ведущими во двор, часто устанавливали небольшую стенку. Китайские бесы ведь передвигаются по прямой и не в силах обогнуть подобное препятствие. Интересно, кстати, что так же "защищены" и некоторые мечети. Пусть и храм Аллаха, но ходят-то туда китайцы! Такие стенки, теперь легкие и подчеркнуто декоративные – довольно распространенное явление и в современной архитектуре. С северной стороны все храмовые и жилые постройки огорожены глухой стеной: Север – обитель всякой нечисти. Да и весь Китай, как известно, был с севера обнесен стеной (Великой Китайской). Сегодня входы в здания стараются располагать с южной, благоприятной стороны. На всякий случай.
Так, в традиционной религии Китая с ее самодовлеющим значением обрядов нет понятия посмертного воздаяния (буддизм как инородное учение в данном случае не в счет). Боги требовали от своих почитателей лишь четко и в срок выполнять установленные испокон века ритуалы, приносить жертвы. Любой закоренелый негодяй, соблюдавший все предписания и ритуалы, с точки зрения общепринятой морали мог считаться вполне приличным человеком. Поэтому и без того агрессивные китайские бизнесмены в своей деятельности свободны от каких-то моральных ограничений и могут особо не стесняться в выборе средств для достижения заветного обогащения. Древние приметы, молитвы, суеверия всегда конкретны и всегда имеют своим предметом четыре вечные ценности: богатство, здоровье, долголетие, многочисленное (и лучше мужское) потомство. О "спасении души" беспокоиться не принято. Так что, сами верования ориентируют человека на материальный мир. Цифра "четыре" считается плохой просто потому, что звучит также как слово "смерть". И все. Никаких теологических и философских спекуляций, аналогичных тем, что сопряжены у нас с "чертовой дюжиной", например. Четвертого и четырнадцатого этажей во многих зданиях нет. Как тринадцатого в некоторых европейских странах. В Китае никогда не было закрытых каст или слоев – традиционное общество отличалось высокой вертикальной мобильностью. Статус отца наследовал лишь старший сын, остальные опускались в социальной иерархии на ступеньку вниз, и по прошествии нескольких поколений прямые потомки императора оказывались у основания социальной пирамиды. С другой стороны, "крестьянский сын", успешно сдавший экзамены по конфуцианской науке, мог со временем войти в императорскую свиту. Отсюда, отсутствие закомплексованности и умозрительных препятствий для быстрого продвижения "вверх". В отличие от остального человечества, мыслящего абстрактно-понятийно, мышление китайцев конкретно-символическое, что помогает им сосредотачиваться на решении конкретных задач, не отвлекаясь на всякие там абстрактные построения.
| |||||||||
|