![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Мьянма: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Долина рубинов Хулоки Однорогий носорог Шерстокрылы Чепрачный тапир Возвращение в Мандалай Застенчивая Бирма Храмы, велосипеды и снова храмы Храмы Багана Дорога в Баган Путь к вершине Сагаин-холм Ремесла в Мандалае Кутодав Пайя и кукольный театр Пагода Махамуни |
Женский монастырь, который я посетил, носит имя своей основательницы До Ньяна Сари. Для бирманских буддистов эта женщина все равно, что Мать Тереза для католиков. Открыта обитель в 1947 г., сейчас в ней проживает около трехсот монахинь. Обитель До Ньяна Сари - одна из самых почитаемых и богатых. Каждый день сюда приходят монахи из других монастырей, и тилащин делятся с ними рисом и вареной рыбой. До Санда Тхери: "Институт монашества возник именно в буддизме, но долгое время монашеские общины - они называются сангхи - женщины образовывать не могли. На родине буддизма, в древней Индии, женщину вообще считали существом "второго сорта", особенно если она утрачивала способность рожать". Однако со временем женские сангхи стали обычным явлением. Как и мужчины, женщины-монахини отрекаются от семьи, собственности, принимают ряд предписанных обетов и целиком посвящают себя Будде. Правда, относятся к ним не так почтительно, как к мужчинам. Если, обращаясь к последним, говорят "пэйя", то есть божественный, то женщине скажут "сэяджей" - "уважаемая"… Само слово "тилащин" означает "соблюдающая обеты". Таковых более трех сотен, но главных - десять. Они во многом схожи с христианскими: не убий, не укради, не прелюбодействуй, не лги и так далее. Танцы, игра на музыкальных инструментах - это все не для монахинь. Им запрещено носить украшения. Сидеть и лежать на мягком. Они также обязаны наголо брить голову. До Санда Тхери: "За волосами нужно ухаживать: расчесывать, укладывать - все это забирает много времени, отвлекает монахиню от праведных дел. У нас есть даже такая шутка: без чего легче всего обойтись монахине - конечно же без гребешка". Распорядок дня в До Ньяна Сари, как и во всех других монастырях, строгий: подъем в пять утра, час отводится на туалет и первый поклон Будде. В шесть они отправляются в город за подаянием. Вернувшись - приступают к занятиям. Ученицы старших классов женского монастыря учат основные тексты буддизма. Ученицы же младших пока что только учат язык, на котором эти тексты написаны. Это язык пали, родственный санскриту. Пали - язык мертвый, но он широко используется образованными буддистами и в общении, и в письменной речи. На нем написаны все канонические буддийские тексты. Как в любой школе, монахини периодически сдают экзамены. Ученицам раздается листок с вопросами, на которые они должны отметить письменно.
После обеда, немного отдохнув, монахини вновь приступают к занятиям, чтению священных текстов, молитве. Воспользовавшись тем, что кельи опустели, я решил посмотреть, как они выглядят. В келье вполне уютно и пахнет сандаловым деревом. Ничего лишнего, чисто и аккуратно. На столике - статуэтка Будды. К своему удивлению, на стене я обнаружил календарь с фотографиями известных бирманских киноактрис. Впрочем, буддийские монахи не живут затворниками. Они принимают гостей и сами ходят в гости. Единственное условие - засветло вернуться в монастырь. Кстати, в монастырях живут отнюдь не только те, кто решил всю жизнь посвятить Будде.
| |||||||||
|