![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Армения: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Традиционная кухня Армении Ереван – колоритная столица Армении Великолепная Армения Все дороги ведут в Ереван Армению бог создал для отдыха и туризма Цвет граната - символ любви Культура Армении Из глубины веков Города и курорты Армении Советы Знаменитые Армяне Деятели культуры Армянский дневник Каменные кресты Путешествие в Нагорное Поднебесье |
Потеря государственности в результате арабского нашествия создала неблагоприятные условия для дальнейшего развития армянской культуры в 6—9 вв. В это время широкое распространение получила церковная литература, особенно духовные песни (шараканы), способствовавшие пробуждению национального духа. Развивается историография в трудах Мовсеса Каганкатваци, Себеоса, Иоанна Мамиконяна и др. После восстановления в середине 9 в. армянской государственности возникают предпосылки для армянского возрождения, идеи которого наиболее глубокое выражение нашли в поэзии: в «тагах» (песнях) и в лирико-философской поэме «Книга скорбных песнопений» Григора Нарекаци, в поэме «Элегия на взятие Эдессы» Нерсеса Шнорали, в лирике Фрика, Константина Ерзнкаци, Ованеса Тлкуранци, Мкртича Нагаша, Григора Ахтамарци. В 12—13 вв. развивается жанр басни (Мхитар Гош, Вардан Айгекци). В 14 в., после нашествия монголо-татар и раздела Армении между Персией и Турцией, ее культурная жизнь была парализована. Древнеармянская литература тестно связано с церковью и искусством богословия. Наиболее важнейщим памятником этого направления литературы V столетия является труд Езника Кохбаци «Книга опровержений». Тогда же создается патристическое сочинение «Многовещательные речи», предполагаемым автором которого является Маштоц. С первой эпохи развития армянской литературы процветает искусство поэзи, имеющий на тот момент еще церковно-религиозный облик (духовные гимны), что характерно для первоначальной времени всех христианских культур. Наиболее видными представителями творчества шараканов – армянской гимнографии становятся Иоанн Мандакуни, Месроп Маштоц и некоторые другие, творчество которых ложится в основе армянской поэзии последующих веков.
VII становится эпохой нового возрождения армянской историографии. Создается капитальный исторический труд Себеоса «Истории императора Иракла», Иоанн Мамикоян пишет «Историю Тарона». Эти труды являются важными историческими источнами эпохи не только для истории Армении. Развиватеся также собственно художественная литература. В конце VII века Давтак Кертог пишет свою знаменитую элегию «Плач на смерть великого князя Дживаншира» — древнейшая сохранившаяся произведение светской поэзии. В догматической литературе важное место занимет сборник «Завет веры» созданный в 620 - гг. (Ован Майраванеци и другие). Наиболее значимое прозиведение VIII века труд Гевонда «История Халифов», завершенный около 790 году. Развивается житейская литература («Житие Ваана Гохтнеци», 737 год). Создаются произведения богословского характера — трактаты, речи (Иоанн Одзнеци и другие). В VII – VIII веках армянская духовная поэзия вступает в новый этап своего развития. Она характеризуется обогащением содержания и методов поэтического выражения. Один из лучших сочинении этого периода «Андзинк Нвиреалк» Комитаса Ахцеци. Духовную поэзию развивают до новой степени Степанос Сюнеци, Саак Дзорапорци, Иоанн Одзнеци и другие. Среди поэтов VIII века встречаются также женщины — Саакдухт, Хосровидухт («Шаракан Ваану Гохтнеци»). В конце IX начале X веков Товма Арцруни создает свой знаменитый «История дома Арцруни», изложив историю всей Армении. Анонимный повествователь (Псевдо-Шапух Багратуни) пишет историю эпохи Багратидов. Наиболее значимый поэт-гимнограф этой эпохи Амам Аревелци.
Перепубликация с www.countries.ru
| |||||||||
|