![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Албания: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Внешняя политика Государственное устройство и политика Религия в Албании О жителях Албании Албанский экскурсс Южные ворота Албании Билли-Винки Путешествие в неизведанную страну В Албании отмирает древний обычай, позволявший женщинам стать во главе семьи На западе Балканского полуострова Человек, отменивший религию Большие уроки маленькой Албании Общество, культура и образование Албании В Албании умирают последние "девственницы по обету" Традиции |
Характерно, что многие из советских гражданок внесли большой вклад в развитие албанской экономики и культуры. Так, например, Луиза Евгеньевна Папаяни (девичья фамилия Мельникова) в 1950-е годы возглавляла группу советских юристов, которые с нуля создали первую в Албании криминалистическую лабораторию. Она же стала первым русским диктором на албанском «Радио Тирана». Другая наша соотечественница Таисия Узловая сыграла огромную роль в развитии глазной медицины Албании; сейчас единственный в стране центр глазной хирургии, работающий по технологии Федорова, носит имя Узловой. Ещё одна советская гражданка, прожившая почти пятьдесят лет с мужем в Албании, Нина Муля – мать знаменитой итальянской оперной певицы Инвы Мули.
На эту критику советское руководство в 1961 году ответило отзывом из Албании своих советников и специалистов. В ноябре 1961 года Москва и Тирана обменялись резкими выпадами, после чего Советский Союз отозвал из Албании посла и разорвал с ней дипломатические отношения. СССР в срочном порядке стал вывозить находящихся в Албании советских граждан, бросая всё имущество. С 1962 года Албания стала самой закрытой и в прямом смысле изолированной страной Европы. Однако по разным причинам примерно около пятидесяти русских женщин остались с мужьями в Албании, оказавшись полностью отрезанными от Родины. Более того, всех, кто учился в Советском Союзе, а также их семьи албанские власти объявили шпионами. Многие из них были посажены в тюрьмы (и отсидели по пятнадцать–двадцать лет), отправлены на каторжные работы или в ссылку в отдалённые горные районы Албании. «Любая переписка была запрещена, по телефону позвонить было невозможно, переехать из одного города в другой нереально, потому что дорога одна, и на ней повсюду блокпосты. А вокруг горы. Все мы (русские женщины. – А.Н.) полностью потеряли контакт со своей страной, оказались изолированными от мира и от своих родственников. И вот в таких условиях приходилось выживать, растить детей, надеяться на лучшие времена» – вспоминает Л. Е. Папаяни. Сегодня в Албании насчитывается примерно двадцать русских женщин из того поколения. Остальные либо умерли, либо эмигрировали в Италию, Грецию и Германию вместе с семьями в девяностые годы. Те же, кто остался, получили второе гражданство – российское. Албанское правительство, кстати, обещало выплатить денежную компенсацию русским женщинам за перенесенные ими страдания. В целом, сегодня русскоязычная диаспора в более чем трехмиллионной Албании насчитывает всего около 300 человек; в большинстве своём это российские гражданки, в последние пятнадцать лет вышедшие замуж за албанцев. Положение наших соотечественников вряд ли можно назвать безоблачным. Так, в стране пока нет даже подворья Русской Православной Церкви, нет ни одного храма, где богослужение совершалось бы на церковнославянском языке[6].
Несмотря на нелегкое положение российской диаспоры в Албании, можно отметить и позитивные моменты, наметившиеся совсем недавно.
| |||||||||
|