![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Афганистан: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Реакция мирового сообщества на ввод советских войск в Афганистан Ввод советских войск в Афганистан После взятия Кабула Основные военные действия Захват Кабула Традиции и обычаи афганцев. Часть 2 Традиции и обычаи афганцев. Часть 1 Начался научный этап изучения Афганской войны Причины падения монархии в Афганистане Афганистан и вторая мировая война Пуштуны – «народ чести» Захват движением Талибан Кабула Формирование современного статуса Афганистана Хазарейцы – потомки Чингис-хана Зона племен |
Этой весной в Афганистане вновь возобновилось обсуждение проекта банковской реформы с целью перевода финансовой системы страны на основы шариатского права. С подобным почином выступил депутат нижней палаты парламента, бывший активист движения моджахедов Абдул Расул Саияф. По его мнению, получение процентов по кредитам не соответствует исламским нормам, так как отвечает понятию «риба», взимание ссудного процента. В том же ключе ранее высказывался глава «Дэ Афганистан Банк» Абул-Кадир Фетрат, заявивший в своем парламентском выступлении: «Так как мы живем в Исламской стране, то нужно переходить к этой системе». Основу национальной банковской системы в Афганистане составляют местные частные банки, на долю которых приходится 86,8% средств выданных в виде кредитов и 63,5% банковских капиталов. На 21 марта 2007 года общая сумма кредитов за прошедший год равнялась 22,5 миллионам афгани (примерно 459 миллионам долларов). В последние годы банковский сектор страны переживает значительный рост, в частности за 1385 год (2006/2007) рост общей массы займов составил 171%, поэтому реформа столь быстро развивающейся системы представляется весьма проблематичной. По сути, переход к «шариатским» банкам означает изменение способа получения прибыли при выдаче кредита. Как упомянуто выше, получение дохода в виде процента от выданной суммы считается в исламском праве недопустимым и греховным, что заставляет искать мусульманских банкиров другие способы работы. Причем речь не идет о традиционном западном «беспроцентном кредитовании» практикуемом при работе с физическими лицами, при которой банк получает доход за счет оплаты клиентом различных смежных с выдачей кредита услуг (рассмотрение заявки, обслуживание ссудного счета, страхование клиента). В условиях многих мусульманских стран перспективы такой системы более чем сомнительны.
Тем не менее, исламская банковская система уже много лет существует в мусульманских государствах как альтернатива традиционным финансовым институтам. Впервые ее образцы одновременно появились в 1963 году в Египте («Мит Гамр Бэнк») и Малайзии (Сберегательная корпорация для мусульманских паломников). Названные организации прибегали к известной терминологической самоцензуре, чтобы избежать обвинений в фундаментализме, поэтому первой банковской структуре объявившей, что работает на основах шариата стал «Дубай Исламик Бэнк», основанный в ОАЭ в 1975 году. В связи с ростом нефтяных доходов исламского мира на 1970-е годы пришелся всплеск активности этого движения: возникли «Фейсал Исламик Бэнк оф Судан» и «Фейсал Исламик Бэнк оф Иджипт» (1977), «Бахрейн Исламик Бэнк» (1979) и др. В настоящий момент власти Кыргызстана реализуют амбициозный проект по созданию в стране банковской структуры, основанной на шариатских принципах, при поддержке Исламского банка развития. Всего по данным лондонского Института исламского банковского дела и страхования на 2002 год в 51 стране мира действовало 276 «исламских банков». На Западе первый исламский банк «Исламик Файнэнс Хаус», появился в Люксембурге в 1978 году. В Женеве на 2003 год базировалась группа «Дар аль-Маль аль-Исламий». С другой стороны ряд западных банков создали специальные «исламские подразделения», например, «Ситибэнк» в июле 1997 года учредил на Бахрейне дочерний «Сити Исламик Инвестмент Бэнк» с начальным капиталом в 20 миллионов долларов.
| |||||||||
|