|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Испания: О стране Информация о визе Прокат автомобиля Памятка туриста Достопримечательности Экскурсии Гостиницы и отели Все статьи Дикий берег или браво Коста Брава! Азбука Мадрида Страна басков Канарские острова - вот это да! Барселона для чайников Город изгнанных спонсоров Колумба Полюбить Севилью в холода Соборы и гуси Барселоны Проигравшего съедают «Барахито» в El Diablo Островной отдых по-испански Почтовый ящик в Готическом квартале Испанское взморье Испаниия -страна Испания как она есть |
Выше монастыря есть только два пути. Один - узкая, "муравьиная", тропа, ведущая к старому отшельническому скиту на самую вершину Монсеррата, - туда, где высятся сплотившиеся вокруг монашеской обители каменные великаны. Другой путь ведет к кресту. Он воздвигнут в километре от монастыря, на краю скалистого уступа, за которым обрыв в несколько сот метров. Дорога к кресту хорошо заасфальтирована: говорят, ею прошло немало самоубийц. Она начинается от памятника виолончелисту Пабло Казальсу - одному из величайших сынов Каталонии, чья музыка, если бы она зазвучала в Монсеррате, могла бы соперничать с "эоловой арфой" свободного горного ветра. Дорога идет по крутому склону, то и дело ныряя под "кровлю" уцелевшего леса. На полпути ее перегораживают незапертые ворота. На чугунной ограде - латынь: "Святой архангел Михаил, защити нас в сражениях!" И над воротами сам архангел, каменный и невозмутимый, с простертой оберегающей рукой, от которой, увы, осталось только плечо... Чем ближе к кресту, тем сильнее ветер, и тому, кто решил свести счеты с жизнью, трудно будет передумать: ветер - в спину, торопит, давит, толкает к пропасти... Где-то на одной из боковых вершин Монсеррата есть арка естественного происхождения - громадный сквозной пролом в скале. В конце XIX века нашелся один каталонец, которому захотелось установить в этой арке колокол, но грандиозный проект не встретил поддержки. "Арка" Монсеррата осталась пустой, а тот каталонец - кстати, его звали Антонио Гауди - прославил Господа иначе. Данте архитектурыЛет, может, через пятьдесят, когда сломают окрестные дома, давая простор взгляду, и собор будет, наконец, таким, каким задумал его в прошлом столетии Антонио Гауди, когда все 18 башен собора Святого Семейства - и стасемидесятиметровый "Христос", и "Дева Мария", и "евангелисты", и "апостолы" - поднимутся над Барселоной, - тогда, наверное, и станет зримой тень, как бы встающая позади собора, - тень Монсеррата. Собор Саграда Фамилиа вырастает из-под земли с каким-то геологическим упрямством, свойственным лишь горным породам. Он вызывающе инороден и архитектурному стилю города, и эпохе - даже нынешней. Одни его проклинали, другие превозносили - и в результате, даже недостроенный, он стал символом Барселоны и останется им надолго, если не навсегда. Правомерность этого очевидна, когда оказываешься рядом: сразу ясно, что собор - творение гения. Но столь же зримо в нем и вмешательство иных, высших сил. "Дух дышит, где хочет", - это объединяет горные пики Монсеррата с колокольнями Саграда Фамилиа. По замыслу собор должен стать архитектурным воплощением Нового Завета. Он строится с 1883 года, но причина "долгостроя" отнюдь не в грандиозности проекта. Саграда Фамилиа возводится исключительно на частные пожертвования и на скромные доходы находящегося в нем музея. Строительство движется вперед черепашьим шагом, и уже пятое поколение барселонцев наблюдает несуетное рождение архитектурного шедевра. Гауди руководил строительством первые 43 года - покуда был жив. Со свойственной ему скрупулезностью он вычертил и смакетировал все детали, но поднять успел только фасад Рождества... В те годы он жил прямо в соборе, на стройплощадке, в тесной, заваленной чертежами каморке. Оплаты своей работы не требовал, все добытые средства вкладывал в строительство и черпал жизненную энергию, казалось, из самого собора, который, существовал тогда только в его воображении. Дон Антонио жил более чем скромно: питался в основном салатом, дешевыми фруктами, смешивая их с молоком. Носил, хотя и не без щегольства, всегда один и тот же костюм, пока тот не стал настолько стар, что прохожие на улицах стали принимать Гауди за нищего и подавать ему милостыню.
| |||||||||
|