США
США
Турция
Турция
Япония
Япония
Италия
Италия
Суринам
Суринам
Словакия
Словакия
Польша
Польша
Армения
Армения
Оман
Оман
Египет
Египет
Нигерия
Нигерия
Бельгия
Бельгия
Тунис
Тунис
Белиз
Белиз

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Россия:

О стране
Гостиницы и отели
Все статьи


Зимний отдых в Карелии

Путешествие к Байкалу

Сергий Радонежский (Радонежский Варфоломей Кириллович)

Федор Шаляпин. Две жены, девять детей и миллионы поклониц

Вера Холодная. Прекрасный призрак

Леонид Филатов устроил Парнас в центре Москвы

Галина Уланова. Неприступная королева танца

Мстислав Ростропович. Человек таланта и добродетели

Любовь Орлова. Секс-символ советской эпохи

Николай Миклухо-Маклай. Человек с Луны

Муслим Магомаев. Всенародный маэстро

Игорь Крутой. "Звездный" композитор

Алла Пугачева. Мои года - моё богатство...

Георгий Вицин, или как Трус победил Гамлета

Булат Окуджава . Дворянин арбатского двора


Россия - Архитектура России. Период: X-XX века

Архитектура России. Период: X-XX века

  

Подраздел: Cтатьи о России | Россия
Страницы: 123

История русской архитектуры насчитывает более тысячелетия. Это сложная история взаимодействия с зодчеством различных стран, создания и развития собственной традиции, и затем долгих споров о самобытности архитектуры России. Первые каменные храмы Киевской Руси были построены греческими византийскими мастерами. Они стали учителями русских зодчих. Таким образом, Русь была приобщена к традиции каменного (и кирпичного) строительства, восходящей к Древнему Риму. Однако, как и в других европейских странах, в Киевской Руси до принятия христианства существовала собственная традиция деревянного строительства, на долгое время определившая облик деревенских домов средневековья.

В железном веке вполне сложились главные типы основного поселения России - деревни. Вначале избы в деревне стояли неправильной группой ("кучевой план"). После крещения Руси (988-989) в больших деревнях и селах избы ставились вокруг церкви ("кольцевой план" с площадью в центре). После реформ Петра I в ХVIII и ХIХ веках деревни перестраивались по "уличному плану" (главные улицы шли параллельно реке или большой дороге). Избы строились без единого гвоздя, "венцы" бревен укладывались снизу доверху. Конструкцию двускатной крыши скрепляло горизонтальное бревно "охлупень", на концах которого вырезались лошадиные морды - "коньки". По краям фронтонов прикреплялись доски - "причелины", на которых вырезались "берегини" - хранительницы дома. Внутри размещались "красный угол" с иконами, полати для сна, "русская печь" (долгое время - черная, без трубы, а в новое время - с дымоходом), люлька для младенца и др.

Архитектура РоссииПервый период расцвета городского каменного зодчества - X - первая половина XIII века - время существования мощного государства Древняя (Киевская) Русь. Языческие святилища "громовержца" Перуна были открытыми площадками круглой или многолепестковой формы. С утверждением христианского культа в городах Древней Руси были построены грандиозные храмы, где население города могло собираться для литургии, слушания проповедей, празднования свадеб, крещения детей и других торжеств. Киевский многоглавый собор Святой Софии, построенный из "плинфы" - узкого кирпича византийского типа, и белокаменный просторный Софийский собор в Новгороде были богато украшены мозаикой, фресками, светильниками. Киевские здания живописны, сложны по композиции, богато украшены. Новгородские постройки просты, лаконичны по формам, как будто вылеплены от руки, а их фрески поражают динамикой и драматизмом.

В XII веке центр Древней Руси переместился на северо-восток, во Владимир и Суздаль. Церковь в Кидекше близ Суздаля, Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире и жемчужина русской архитектуры, церковь Покрова на реке Нерли составили новый блестящий этап зодчества России. Ранний Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском отличается лаконичностью форм, но последующие шедевры легки и пластичны, они украшены "перспективными" порталами и богатой резьбой по камню. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском богатством рельефного убранства напоминает ковер. Храмы Владимиро-суздальского княжества родственны романской архитектуре Европы.

Новый стремительный подъем российского зодчества приходится уже на ХV-ХVI века - время освобождения от татаро-монгольского ига, рождения Российского царства с центром в Москве. Первые храмы в Московском Кремле и в Звенигороде похожи на владимирские, но в их вертикальной устремленности есть нечто родственное европейской готике. Укрепления, храмы, дворцы ("палаты") ХVI века, могучие стены и башни Московского Кремля, устремленная ввысь шатровая церковь Вознесения в Коломенском, по-ренессансному рассчитанный в пропорциях Успенский собор и по-венециански украшенный Архангельский, Грановитая палата" в Московском Кремле построены при участии итальянских (фряжских) архитекторов - Аристотеля Фьораванти, Марко Руффо, Пьетро Антонио Солари и других. Но это искусство не итальянское, а русское по типологии и по стилю, и завершается оно великолепным цветком шатрового и многоглавого Покровского собора на Рву (храма Василия Блаженного), построенного Бармой и Постником.

ХVII век ознаменован массовым строительством кирпичных церквей, гостиных дворов, дворцов и особняков, богато украшенных узорной кладкой, цветными изразцами, терракотовыми деталями. Не менее пышно расцвело деревянное зодчество : дворцы (деревянный царский дворец в Коломенском), укрепления, сельские храмы. Заповедник Кижи на Онежском озере хранит чудеса народного деревянного зодчества.

С начала ХVIII века Россия присоединилась к европейскому пути развития архитектуры.

 Страницы: 123

С этой статьей о России также читали:

  Саша Черный. Мечтатель из Одессы

  Русское немое кино

  Мистический Михайловский замок Санкт-Петербурга

  Музей-усадьба Кусково

  Тамбов

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU