Венесуэла
Венесуэла
Непал
Непал
Иран
Иран
ЮАР
ЮАР
Либерия
Либерия
Молдова
Молдова
Тувалу
Тувалу
Реюньон
Реюньон
Чили
Чили
Мальдивы
Мальдивы
Бурунди
Бурунди
Вануату
Вануату
Германия
Германия
Грузия
Грузия

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Россия:

О стране
Гостиницы и отели
Все статьи


Зимний отдых в Карелии

Путешествие к Байкалу

Сергий Радонежский (Радонежский Варфоломей Кириллович)

Федор Шаляпин. Две жены, девять детей и миллионы поклониц

Вера Холодная. Прекрасный призрак

Леонид Филатов устроил Парнас в центре Москвы

Галина Уланова. Неприступная королева танца

Мстислав Ростропович. Человек таланта и добродетели

Любовь Орлова. Секс-символ советской эпохи

Николай Миклухо-Маклай. Человек с Луны

Муслим Магомаев. Всенародный маэстро

Игорь Крутой. "Звездный" композитор

Алла Пугачева. Мои года - моё богатство...

Георгий Вицин, или как Трус победил Гамлета

Булат Окуджава . Дворянин арбатского двора


Россия - Собор Казанской Иконы Божией Матери

Собор Казанской Иконы Божией Матери

  

Подраздел: Cтатьи о России | Россия
Страницы: 123

Собор Казанской Иконы Божией Матери 	 В этом огромном, полукругом распластанном соборе с могучей коринфской колоннадой и величественным куполом хранилась самая чтимая в столице икона — Казанской Божией Матери, перед которой преклоняли колени и царь, и гордый вельможа, и скромный простолюдин. Из многих списков чудотворного образа только петербургский и московский пользовались известностью во всей Империи.

Датируемая концом XVI века икона появилась в Петербурге в 1710 году; ее, вероятно, привезла из Москвы царица Параскева Феодоровна. Вначале икона была помещена в "небольшой светличке" — деревянной часовне у Невки, на Посадской улице Городового острова (позже Петроградская сторона), где тогда находился центр новой столицы. Через два года в часовне была установлена полотняная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, которую по иконе часто называли Казанской. Со временем часовня обветшала, и в 1727 ее закрыли, перенеся утварь и образа в Троицкий собор близ Петропавловской крепости. Местная икона уже в те годы считалась чудотворной.

По проекту М. Г. Земцова 6.IХ.1733 на Невском была заложена каменная придворная церковь Рождества Богородицы с деревянным куполом и стройной колокольней над входом. Ее освятили З.VII.1737 в присутствии Императрицы Анны Иоанновны, которая днем раньше сопровождала пешком чудотворный образ, переносимый в храм. Живописное убранство в храме исполнили художники Канцелярии от строений, скульптурное — мастер И. Геринг, иконы написали И. П. Горскин и Г. И. Мелентьев.

Уже в конце XVIII века церковь на главной улице Петербурга, выдержанная в скромном барочном стиле и наименованная при Императрице Елизавете собором, стала казаться чересчур невзрачной для растущей и все более украшаемой столицы. В конце XVIII века Д. Кваренги и Н. А. Львов работали над проектом нового собора, но он, однако, остался на бумаге.

В 1799 Император Павел I провел конкурс на проект Казанского собора, потребовав, чтобы новый храм напоминал римский собор св. Петра. В конкурсе приняли участие П. Гонзаго, Ч. Камерон, Ж. Тома де Томон, однако результатов он так и не дал. Год спустя строительство было поручено сорокалетнему архитектору А. Н. Воронихину, который происходил из крепостных графа А. С. Строганова, известного мецената и президента Академии художеств.

 Икона Божией Матери 	 27.VIII.1801 Александр I заложил трехпридельный храм, который возводился целое десятилетие и обошелся казне в 4,7 млн. руб. Его освящение в высочайшем присутствии совершил 15.IХ.1811 митрополит Амвросий.

Законченный перед началом Отечественной войны с Наполеоном, собор стал своеобразным ей памятником, особенно после того как в 1813 в его левом приделе был погребен фельдмаршал кн. М. И. Кутузов-Смоленский. Внутри храма были развешены захваченные у французов знамена, штандарты и ключи от взятых городов, а в 1837 у Невского проспекта торжественно открыты памятники Кутузову и Барклаю, отлитые по модели Б. И. Орловского.

Фасады собора облицованы серым пудожским камнем и обильно украшены рельефами и статуями. Их исполнили ведущие мастера ампира: рельефы — И. П. Мартос, И. П. Прокофьев, Ф. Г. Гордеев, статуи — С. С. Пименов, Мартос, В. И. Демуг-Мали-новский, но не все из задуманного удалось осуществить. Огромные северные врата собора отлиты из бронзы по образцу знаменитых "райских дверей" XV века во флорентийском баптистерии. Из барельефов в интерьере уже в прошлом веке уцелели всего два: "Несение креста" Ф. Ф. Щедрина и "Взятие под стражу" Ж. Рашетта.

Сейчас от богатейшей внутренней отделки храма осталось не так много, хотя по-прежнему великолепные 56 колонн из розового финского гранита с золочеными коринфскими капителями и базами эффектно оформляют интерьер, создавая ощущение величия и простора. Все лепное убранство исполнили Ф. Торичелли и Б. Медичи; резчики А. Леблон и Ф. Кретьен вырезали иконостасы, алебастровые фигуры в которых сделали Мартос, Щедрин и Прокофьев. Образа были поручены видным академикам: В. К. Шебуеву, А. Е. Егорову, А. И. Иванову, Ф. П. Брюлло, С. С. Пекину, О. А. Кипренскому и др. (большинство ныне хранится в Русском музее).

Царские врата отлил из серебра П. Теннер, иконы в них принадлежали кисти В.Л. Боровиковского, который написал также образ свв. Константина и Елены. Известный бронзовщик П. Ажи изготовил символы Веры, Надежды и Любви, укрепленные под куполом, а Ж. Герен — огромное, в 180 свечей, паникадило.

 Страницы: 123

С этой статьей о России также читали:

  Пермь

  Жены декабристов.Две правды — две истории

  Царское село

  Игорь Крутой. "Звездный" композитор

  Михаил Юрьевич Лермонтов.Гений

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU