|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Польша: О стране Информация о визе Прокат автомобиля Памятка туриста Достопримечательности Экскурсии Гостиницы и отели Все статьи Михаил Клеофас Огинский (1765- 1833 ) Водные ресурсы Польши Гражина Бацевич Станислав Монюшко – путь к опере Первый космонавт Польши - Мирослав Гермашевский Вислава Шимборска- польская поэтесса Владислав Реймонт - польский романист Марыля Родович- первая дама польской эстрады Ян Вейхерт- польский миллиардер Станислав Игнаций Виткевич Король польский - Август III Памятники культуры Анна Каролина Орзельская Польская керамика Краковские легенды |
Не все знают, что авторами многих известных в мире технических изобретений и новаторских проектов были наши соотечественники, а деятельность польских конструкторов и строителей никогда не ограничивалась пределами Польши. Эрнест Малиновский стал автором проекта и руководителем строительства наиболее высоко расположенной железной дороги в мире. Именно благодаря польскому инженеру, в конце XIX в. была построена железнодорожная линия Каллао-Ла Оро в Перу. Ральф Модейский сконструировал целый ряд мостовы в США, в том числе - мост Бенджамина Франклина в Филадельфии. Стефан Джевецкий прославился как конструктор первых подводных лодок (1877 г.) и автор теории планирующего полета. Он наблюдал за полетами птиц и свои наблюдения использовал для углубленных исследований в области авиации. Джевецкий создал первые в мире аэродинамические лаборатории, разработал теорию гребных винтов, а затем теорию винтовых приводов. Он же сконструировал новый тип турбины с боковым притоком. Джевецкий внес бесспорный вклад и в развитие самолетостроения, разработав моторную конструкцию самолета и геометрию пропеллера. С Джевецким тесно сотрудничал Станислав Рогальский. Трое конструкторов: Джевецкий, Рогальский и Вигура образовали фирму RWD по производству спортивных самолетов. На заводах RWD был построен самолет RWD-5 bis, на котором Станислав Скаржиньский в 1933 г. совершил перелет через Атлантический океан, RWD-6, на котором Францишек Жвирко и Станислав Вигура одержали победу на международных соревнованиях в Челлендже в 1932 г. и RWD-8 - самолет массового производства для обучения пилотов. Не менее громкую славу обрел и следующий самолет - RWD-9, на котором Ежи Баян и Станислав Плочиньский победили на тех же соревнованиях в Челлендже в 1934 г., что и их предшественники двумя годами ранее. Следующий самолет новой конструкции - RWD-14, прозванный "Цапля", во время II мировой войны стал самолетом-разведчиком. После войны Станислав Рогальский поселился в США, где работал в Chase Aircraft Co Trenton и был одним из конструкторов транспортного самолета С-123, затем установил сотрудничество с фирмой Grumman и стал преподавателем университета в Принстоне. Но если Рогальский обрел международную славу и воспитал многих замечательных учеников, то с Яном Щепаником жизнь обошлась более сурово. А ведь именно Щепаник запатентовал фотоэлектрический метод производства цветных тканей, начал работу по созданию беспроволочного телеграфа и передаче изображения, сконструировал телектроскоп - несложный прототип телевизора. В 1902 - 1903 гг. гениальный изобретатель занимался цветной фотографией, а в 1906 создал новый тип колориметра. В 1925 г. Щепаник представил свои короткометражные цветные фильмы в Германии и Швейцарии. Среди интересных изобретений Щепаника необходимо назвать фотоскульптор - аппарат, позволяющий копировать скульптуры и пуленепробиваемый жилет, спасший жизнь испанскому королю Альфонсу XVIII во время одного из покушений. Разработчиком сварочного метода и применения сварки в конструкциях был Стефан Брыля. Он был первым, кто разработал принципы сварки стальных конструкций, используемые в строительстве высотных зданий и мостов. В создании ламповых генераторов немалую роль сыграли исследования Януша Грошковского и предложенная им методика. Грошковский занимался полупроводниковой электроникой. Он сконструировал первый в мире магнитрон с окисным катодом, ставшим основой современных радаров. Во время II мировой войны Ян Грошковский не прекратил свои исследования. Он немало сделал для определения конструкции немецких ракет V-2. Одним из наиболее известных в мире польских конструкторов является Вацлав Ольшак, основатель и директор Centre International des Sciences Mecaniques в Удине. Профессор Ольшак прославился созданием теории пластичности, применяемой в проектировании крупных объектов, виадуков и мостов.
Перепубликация с www.poland.su
Активный туризм в Западной Малопольске | |||||||||
|