Китай
Китай
Россия
Россия
Хорватия
Хорватия
Молдова
Молдова
Камбоджа
Камбоджа
Мали
Мали
Швейцария
Швейцария
Венесуэла
Венесуэла
Япония
Япония
Эритрея
Эритрея
Вьетнам
Вьетнам
Иордания
Иордания
Мексика
Мексика
Боливия
Боливия

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Беларусь:

О стране
Информация о визе
Прокат автомобиля
Памятка туриста
Достопримечательности
Экскурсии
Гостиницы и отели
Все статьи


Чудеса Белорусии

Сельский туризм

Происхождение названий белорусских селений

Традиции и обряды Беларуси

Белорусская кухня

Парк отдыха «Dreamland»

Современный Могилев

Чудо-музеи

Туристические обходы

Славянский базар в Витебске

Своеобразиие Беларуси

Гомельский государственный цирк

Культурная жизнь Минска

Витебские зарисовки

Монументальный комплекс "Хатынь"


Беларусь - Город-Солнце, Город-Сон

Город-Солнце, Город-Сон

  

Подраздел: Cтатьи о Беларуси | Беларусь
Страницы: 1234
В этих задних скверах голос драмы звучит громче, чем с другой стороны стены, где он приглушен маршем римских колонн, египетских обелисков, греческих урн и ваз и каких-то каменных божеств коммунистической мифологии, провозгласившей всеобщее счастье. Лишь несколько дворцов не вписываются в определение "плоских дворцов" - это Дворец Почты, Дворец Правительства, Дворец КГБ, Дворец Национального Банка, Дворец Профсоюзов, Дворец ЦК Партии, Дворец Республики, Дворец Цирка, Дворец Академии Наук и, может быть, еще один-два других. В своем эклектизме минские дворцы порой принимают столь сюрреалистическую и гиперироническую формы, что им бы позавидовали отцы постмодернизма. Взять, например, Дворец Телевидения на Коммунистической улице.

Внушительная колоннада в древнеегипетском стиле лепится к банальному конструктивистскому фасаду, из которого довольно нерешительно, словно стыдясь чего-то, вырастает ренессансный фронтон. Или взгляните на здание Белбизнесбанка на улице Маркса, на первый взгляд едва достойное внимание. Его конструктивистский фасад украшен несколькими ярусами тонких и изящных коринфских колонн, которые меньше всего можно было здесь ожидать. И в завершение этот образец абсолютно алогичной архитектуры снабжен каменными цветами, обвивающими входную дверь в каком-то барочном ритме.

Чем дальше от главного проспекта, тем чаще попадаются примеры иррациональной и алогичной архитектуры. Похоже, что художник, творивший этот шедевр, работал исключительно над центральной частью композиции, остальное оставив лишь в набросках с немногими случайными экспрессионистскими мазками, родившимися бессознательно. На место плоской, но все же целостной декорации приходят разрозненные фрагменты. "Стеноподобные" дворцы уступают место, скажем так, "окноподобным" дворцам. Эти здания, уже не создавая иллюзию дворцов, всего лишь снабжены несколькими знаками, символизирующими дворец. Такими знаками могут служить несколько разукрашенных окон, фронтон с колоннами, нередко прилепленными к неоштукатуренной стене и совершенно неуместными. Между прочим, подобные ярлыки можно видеть и на задней стороне "стеноподобных" дворцов.

Все это создает впечатление грандиозной декорации для какой-то фантастической постановки. Реальность подменена сценой. Город-Солнце в действительности оказывается плоским подражанием, где в роли солнца выступает фанерный круг, выкрашенный в ярко-желтый цвет. Изобилующие в промежутках между дворцами статуи идеальных людей, включая спортсменов, копии греческих скульптур, девушек с веслами, пионеров с медведями, оленями и другими зверями, символизирующих воссоединение с природой в Коммунистическом Раю, - всего лишь гипсовые модели, и это вполне извиняет реальных несовершенных людей, которые оскверняют их, отбивают им носы и руки, размалевывают их и пишут на них ругательства.

Дворец спорта в МинскеНикакая Утопия не может обратиться в реальность. Так и проект по строительству Города-Солнца Коммунистического Счастья на практике привел к созданию Города-Сна, плоской декорации для пасторальной пьесы в абсурдистском стиле. Но, может быть, именно к этому стремились авторы спектакля. В конце концов истинный Город-Солнце должен был быть построен восточнее, в Москве, как в столице империи. Минск служил лишь ее парадными воротами. Аудитория, для которой создавалась эта роскошная сцена, не могла не разглядеть подделку - ведь реальной аудиторией являлись туристы, попадающие в Империю через эту монументальную триумфальную арку, а не люди, живущие в прекрасных "стеноподобных" или "окноподобных" дворцах. Предполагалось, что турист, минуя имперскую триумфальную арку, т.е. Город Одной Улицы, вдоль которой на километры протянулись две стены дворцов, упадет на колени при виде такого имперского величия. Парадоксально, но Минск как триумфальная арка стал более впечатляющим эстетическим символом империи, чем сама ее столица. Москва не сумела преодолеть сопротивление своего менталитета и стать величайшим алтарем Советской Империи. Минск как Город-Солнце, выросший среди белорусских лесов и болот - вот практический итог проекта по созданию Идеального Города Великой Коммунистической Утопии. Тот факт, что этому проекту были присущи абсурдистская эстетика и поэтика, превратившие Минск в имитацию Города-Солнца, ни в коем случае не лишает его уникальности.

Нынешняя реинкарнация Минска в каком-то смысле завершает определенный мифологический и поэтический дискурс. Призрак города отныне обитает в теле, которое, несмотря на свою мнимую материальность, тоже оказывается призраком, Тенью Империи, городом искусственного солнца и роскошных театральных декораций. Все эти великолепные площади и широкие улицы, застроенные плоскими дворцами, - всего лишь огромная сцена для какой-то причудливой пьесы.

 Страницы: 1234

С этой статьей о Беларуси также читали:

  За раритетами - на "Поле Чудес"

  В Комарово решили проблему оттока кадров из сельского хозяйства

  Декабристы в Могилеве

  Гиблое место под Витебском

  Образование и реформы

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU