![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Венесуэла: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Архипелаг Лос Рокес Новый Год в Венесуэле Город Порламар В страну пиратских сокровищ - Венесуэлу! Приключения в Венесуэле Наиболее важные города Маргариты Уличные бои Политический туризм Венесуэлы Национальная кухня Венесуэлы Страховка Бескрайние долины до горизонта Информация о национальных парках История Венесуэлы Кайт серфинг и виндсерфинг в Венесуэле Что посетить в Венесуэле |
Яномама воинственны по необходимости. Их вынуждает к этому вековой опыт племени, которое более развитые соседи всегда вытесняли в дебри, где труднее всего добыть пропитание. Воевать приходится и потому, что у яномама не хватает женщин: по неизученным причинам в племени рождается намного больше мальчиков, чем девочек. Поэтому при нападениях на соседнюю группу яномама убивали юношей и захватывали девушек.
Пятнадцать лет спустя вождь был убит в стычке, и Елена лишилась защиты. Снова бегство, скитания в джунглях. Другой индеец, Акаве, взял ее к себе. Он оказался жестоким и грубым человеком. В ссоре он однажды убил нескольких мужчин из соседней группы и, опасаясь мести, решил бежать с Еленой к белым. К тому времени с начала скитаний Елены прошло уже почти двадцать четыре года. Когда я в 1974 году приехал в Каракас, Елена находилась там. Хоть к тому времени она уже восемнадцать лет жила под опекой миссионеров, а по ее рассказам написаны были книги, чувствовалось, что она никак не привыкнет к жизни среди белых. Может быть, читателям это покажется невероятным, но в ее рассказах чувствуется некая тоска по жизни в лесу и даже мечта вернуться назад, к яномама. Мне все-таки удалось встретиться с яномама. Правда, я увидел их не в сельве. Группа ижевеитери считается «наиболее мирной» из венесуэльских яномама. Они чаще всех входят в контакт с белыми. Более того, позволили основать на своих землях миссию Санта-Мария-де-лос-Гуайкас и стали как бы посредниками между венесуэльскими властями и другими яномама. В октябре 1981 года венесуэльское правительство устроило в столице провинции Амазонас встречу с представителями индейских племен. От яномама явились ижевеитери. Согласно конституции все индейцы — полноправные венесуэльские граждане, правда, обычно сами они об этом не знают. Мне и раньше приходилось встречаться с «окультуренными» индейцами, и я ожидал увидеть низкорослых людей в хлопчатобумажных брюках и грязноватых белых рубахах. Однако яномама не изменили себе. Одежда их состояла из шнурка, завязанного у пупка. Это мужская одежда, ибо в племени яномама одеваются только мужчины. Лицо и тело их расписаны растительными красками, в волосах и ушах яркие птичьи перья. Женщины тоже разрисованы, на шеях ожерелья, в ушах серьги. Нижняя губа и нос проколоты и туда вставлены палочки. Нижняя губа у них сильно оттопырена — яномама закладывают за нее рулончик табака и не вынимают его даже на ночь. Яномама часто меняют свои стоянки. При переходах мужчины несут только оружие. Все остальное — за спиной и в руках женщин. Обосновавшись на новом месте, индейцы строят «шапоны» — круглые строения из кольев и пальмовых листьев. В одном шапоне помещается целая группа.
Соседние племена утверждают, что яномама — людоеды. Но исследования показали, что каннибализма яномама не знают. Вопрос этот не носил чисто академического характера: встреча была организована в связи с нашумевшим «делом Эн-би-си». Группа операторов американской радиотелевизионной корпорации Эн-би-си отправилась в сельву с целью сделать фильм, который должен превзойти все, что доныне было снято о первобытных народах. Алан Йэйтс, Джек Андерс и Марк Томазо судили так: зрителей притягивает насилие, значит, покажем его в максимально возможной степени. В поисках жестокости они побывали на полях боев Вьетнама, в африканском буше и наконец добрались до сельвы Ориноко.
| |||||||||
|