![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Таджикистан: ![]() ![]() Декоративное искусство Таджикистана Таджикская традиционная музыка История Согдийской области Религиозные культы и верования у таджиков Абуль Хасан Рудаки – отец поэтов, соловей Хорасана Многоженство в Таджикистане Экстремизм в Таджикистане Правдивая летопись судеб Таджикско-персидская поэзия Особенности таджикской кухни Навруз – древний национальный праздник таджиков Советская эпоха искусства и архитектуры Таджикистана Новое время.Искусство в этнографических памятниках Ранее средневековье Государственная символика Таджикистана |
Другие имена таджикских литераторов XVI века — поэт Бинои (ум. 1512) и Зайнетдин Восифи, описавший в своих мемуарах образ жизни литературных кружков того времени. Из авторов XVII-XVIII веков, так называемого аштарханидского периода, наиболее известны поэт Сайидо Насафи, выразивший в своем творчестве протест против феодального угнетения; Хоки из Самарканда, известный своим социально-сатирическим циклом прозаических басен о животных; Машраб из Намангана, казнённый в 1711 за произведения, направленные против духовенства, Фтират Зардуз из Самарканда — автор месневи Толиб и Матлуб.
«Индийский стиль» в персидской литературе зародился в эпоху Великих Моголов в XII веке. Этот галантный, претенциозный и виртуозно-изысканный стиль связывают с именем Алишера Навои и индийской идеалистической философией Рамануджи XI-XII веков. Он представляет собой философскую лирику, своеобразное развитие мистицизма классических суфийских поэтов. Манера изложения отличается крайней сложностью, образы прихотливы, глубоки и многозначны. Этот стиль сильно отличался от принятой в староперсидской поэзии строгой ясности и поэтому был назван «индийским» (в литературе на урду его, в свою очередь, называют «персидским»). Широкая известность пришла к Бедилю после смерти — во всех литературах мусульманского мира в XVIII веке возникает направление, получившее название бедилийской школы. Это сложная философская литература, близкая поэзии «индийского стиля» с её достоинствами и издержками, к которым относят чрезмерную усложненность образов и изложения. Творчество Бедиля оказывало значительное влияние на таджикскую литературу вплоть до начала XX века и вдохновило целый ряд продолжателей. В одно время с Бедилем писали в традициях придворной поэзии Шаукат из Бухары (ум. в 1695), Суфи Аллойор из Каттакургана (ум. в 1723) и др. В середине XVIII века власть в Средней Азии переходит к династии Мангытов, последний представитель которой Алимхан был изгнан после Октябрьской революции в 1920. Во время правления этой династии был установлен жёсткий режим, при котором литературная жизнь практически замерла. В начале XIX века в результате династической борьбы в Фергане возникает самостоятельное ханство с центром в Коканде. Его правитель — меценат и поэт Умархан (правил в 1809—1822) собрал при своем дворе поэтов — литературная жизнь оживилась, стала развиваться поэзия бедилийского направления. Помимо самого Умархана в Коканде были известны поэты Адо, Акмаль, Фазли. Их диваны создавались на двух языках — таджикском и узбекском, имевших широкое хождение при Кокандском дворе. Во второй половине XIX века Средняя Азия стала частью Российской империи, что привело к бурному росту торговой буржуазии. Новые социальные реалии отразились и в литературной жизни. Наряду с подражаниями бедилийскому стилю, все более связываемым с уходящим эмирским феодализмом, развивается просветительское направление. Вначале по форме оно мало отличалось от бедилийской литературы.
| |||||||||
|