Иордания
Иордания
Латвия
Латвия
Канада
Канада
Реюньон
Реюньон
Италия
Италия
Сомали
Сомали
Австралия
Австралия
Ангилья
Ангилья
Гайана
Гайана
Палестина
Палестина
Бутан
Бутан
Перу
Перу
Ватикан
Ватикан
Ниуэ
Ниуэ

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Таджикистан:

О стране
Все статьи


Декоративное искусство Таджикистана

Таджикская традиционная музыка

История Согдийской области

Религиозные культы и верования у таджиков

Абуль Хасан Рудаки – отец поэтов, соловей Хорасана

Многоженство в Таджикистане

Экстремизм в Таджикистане

Правдивая летопись судеб

Таджикско-персидская поэзия

Особенности таджикской кухни

Навруз – древний национальный праздник таджиков

Советская эпоха искусства и архитектуры Таджикистана

Новое время.Искусство в этнографических памятниках

Ранее средневековье

Государственная символика Таджикистана


Таджикистан - Классическая литература Таджикистана

Классическая литература Таджикистана

  

Подраздел: Cтатьи о Таджикистане | Таджикистан
Страницы: 123
Наиболее известны в Средней Азии его сатирические стихи, высмеивающие феодальные порядки. Он — зачинатель в таджикской поэзии формы «мусалласи мураккаб» — трехстишия, в которых рифмуются первые две строки. Лирика Мушфики — сборники газелей и касыд, поэмы «Цветник Ирема», «Поэма о вине», «Отражающий мир» — образец поэтического мастерства, простоты и остроумия. Мушфики вошёл в таджикский фольклор и как остроумный герой народных анекдотов.

Другие имена таджикских литераторов XVI века — поэт Бинои (ум. 1512) и Зайнетдин Восифи, описавший в своих мемуарах образ жизни литературных кружков того времени. Из авторов XVII-XVIII веков, так называемого аштарханидского периода, наиболее известны поэт Сайидо Насафи, выразивший в своем творчестве протест против феодального угнетения; Хоки из Самарканда, известный своим социально-сатирическим циклом прозаических басен о животных; Машраб из Намангана, казнённый в 1711 за произведения, направленные против духовенства, Фтират Зардуз из Самарканда — автор месневи Толиб и Матлуб.

ФирдоусиВ области элитарной поэзии с мистическими суфийскими настроениями и стилевыми поисками наиболее ярким и значительным было имя поэта и мыслителя Мирзо Абдул-Кадыра Бедиля/Биделя (1644—1721) из Азимбада, Бенгалия, Индия. Бедиль в юности был дервишем, знахарем и аскетом, но позже не только не отвергал мирскую жизнь, но и сурово порицал отрешённое и бездеятельное упование на Бога, прославляя всякий труд. В оценке его творчества у правоверных исламистов нет определённой позиции — одни считают его стихи истинно религиозными, другие — атеистическими, так как в них содержится критика феодализма и официального ислама. В Индии, за пределы которой поэт не выезжал, он известен не был, однако его творчество — а Бедиль писал на фарси — оказало огромное влияние на литературу Средней Азии, и таджикскую в частности. Его поэтическое и прозаическое наследие — месневи Тилисм-и хайрат (Талисман озарения), поэма Ирфан (Откровение) и др., где простые слова слагались в сложнейшие метафоры, глубокие и певучие, считается классикой так называемого «индийского стиля».

«Индийский стиль» в персидской литературе зародился в эпоху Великих Моголов в XII веке. Этот галантный, претенциозный и виртуозно-изысканный стиль связывают с именем Алишера Навои и индийской идеалистической философией Рамануджи XI-XII веков. Он представляет собой философскую лирику, своеобразное развитие мистицизма классических суфийских поэтов. Манера изложения отличается крайней сложностью, образы прихотливы, глубоки и многозначны. Этот стиль сильно отличался от принятой в староперсидской поэзии строгой ясности и поэтому был назван «индийским» (в литературе на урду его, в свою очередь, называют «персидским»). Широкая известность пришла к Бедилю после смерти — во всех литературах мусульманского мира в XVIII веке возникает направление, получившее название бедилийской школы. Это сложная философская литература, близкая поэзии «индийского стиля» с её достоинствами и издержками, к которым относят чрезмерную усложненность образов и изложения. Творчество Бедиля оказывало значительное влияние на таджикскую литературу вплоть до начала XX века и вдохновило целый ряд продолжателей. В одно время с Бедилем писали в традициях придворной поэзии Шаукат из Бухары (ум. в 1695), Суфи Аллойор из Каттакургана (ум. в 1723) и др.

В середине XVIII века власть в Средней Азии переходит к династии Мангытов, последний представитель которой Алимхан был изгнан после Октябрьской революции в 1920. Во время правления этой династии был установлен жёсткий режим, при котором литературная жизнь практически замерла. В начале XIX века в результате династической борьбы в Фергане возникает самостоятельное ханство с центром в Коканде. Его правитель — меценат и поэт Умархан (правил в 1809—1822) собрал при своем дворе поэтов — литературная жизнь оживилась, стала развиваться поэзия бедилийского направления. Помимо самого Умархана в Коканде были известны поэты Адо, Акмаль, Фазли. Их диваны создавались на двух языках — таджикском и узбекском, имевших широкое хождение при Кокандском дворе.

Во второй половине XIX века Средняя Азия стала частью Российской империи, что привело к бурному росту торговой буржуазии. Новые социальные реалии отразились и в литературной жизни. Наряду с подражаниями бедилийскому стилю, все более связываемым с уходящим эмирским феодализмом, развивается просветительское направление. Вначале по форме оно мало отличалось от бедилийской литературы.

 Страницы: 123

С этой статьей о Таджикистане также читали:

  Таджикский Акакдемический Театр им. А. Лахути

  "Таджикские Помпеи"

  Горный народ

  Абуль Хасан Рудаки – отец поэтов, соловей Хорасана

  Фанские горы

© 2004—2025 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU