![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Сирия: ![]() ![]() ![]() Гостеприимство и умение торговать Древний Сергиополис Копилка памятников истории и культуры Страна с богатейшей историей Замки Сирии Откуда есть пошла Сирия Культурное наследие в Сирии Сирийские маронитские иконы Чудо в Сирии Библейская повседневность Дамаска Монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы Мечеть Омейядов Шоппинг в Сирии Положение в Сирии в середине II д. э. Страна без «Макдональдсов», или Что делать в Сирии? |
Но в VII веке из Аравийской пустыни появились военные отряды всадников, воодушевленных новой верой – исламом. Очень быстро они завоевали громадные области на Востоке, и первой на их пути была Сирия – земля с многовековыми традициями городской культуры. Глядя на быт сегодняшних бедуинов, мы легко можем представить, как жили эти завоеватели. Развитой каменной архитектуры у них еще не существовало – даже их святой город Мекка был глинобитным. Между тем арабам срочно пришлось перестраивать занятые сирийские города и возводить в них храмы, прославляющие новую веру. Первый город, который захватили мусульмане, – расположенная на юге Сирии Босра. На античных руинах на скорую руку возвели мечеть, которая до сих пор носит имя Омара – одного из первых халифов. Ее строители были крепки в вере, но, похоже, не задумывались о таких понятиях, как гармония и красота. Мечеть украсили античными колоннами с разными капителями, на некоторых – надписи на греческом языке. На такие мелочи не обращали внимания – привыкшим к спартанской обстановке воинам пустыни срочно требовалось большое здание, в котором можно молиться. Победителям понадобилось время, чтобы перенять архитектурные традиции покоренных народов.
Золотистый цвет и стеклянная смальта – наследство византийских мастеров мозаики. Среди этих колонн вспоминаешь храмы итальянской Равенны, тоже построенные по византийским канонам. А в просторном внутреннем дворе, окруженном портиком, кажется, будто мы перенеслись в пальмирский храм Ваала-Бела... Мечети с таким разнообразием архитектурных форм и декоративных мотивов, как мечеть Омейядов в Дамаске или мечеть Купол Скалы в Иерусалиме, скоро строить перестанут. Наступит время выработки канонов и торжества стандартизации. А пока, в VIII веке, арабская культура еще не выбрала окончательно свой путь. Еще предстоит что-то отбросить, а что-то развить из наследия, полученного вместе с завоеванными землями и народами. Новой культуре, рожденной в Сирии арабским нашествием, предстоит долгая интересная жизнь. Но это уже другая история. Дмитрий Осипов
Перепубликация с www.geo.ru/journalarticle/item/id/240/
| |||||||||
|