Мьянма
Мьянма
Чили
Чили
Дания
Дания
Монголия
Монголия
Мальдивы
Мальдивы
Сербия
Сербия
Франция
Франция
Ангола
Ангола
Гибралтар
Гибралтар
Габон
Габон
Ирландия
Ирландия
Замбия
Замбия
Лесото
Лесото
Латвия
Латвия

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Россия:

О стране
Гостиницы и отели
Все статьи


Зимний отдых в Карелии

Путешествие к Байкалу

Сергий Радонежский (Радонежский Варфоломей Кириллович)

Федор Шаляпин. Две жены, девять детей и миллионы поклониц

Вера Холодная. Прекрасный призрак

Леонид Филатов устроил Парнас в центре Москвы

Галина Уланова. Неприступная королева танца

Мстислав Ростропович. Человек таланта и добродетели

Любовь Орлова. Секс-символ советской эпохи

Николай Миклухо-Маклай. Человек с Луны

Муслим Магомаев. Всенародный маэстро

Игорь Крутой. "Звездный" композитор

Алла Пугачева. Мои года - моё богатство...

Георгий Вицин, или как Трус победил Гамлета

Булат Окуджава . Дворянин арбатского двора


Россия - Архитектура России. Период: X-XX века

Архитектура России. Период: X-XX века

  

Подраздел: Cтатьи о России | Россия
Страницы: 123
Новая великолепная столица Санкт-Петербург получила небывалый на Pycи регулярный план: в излучине Невы трезубец проспектов, ориентированных на Адмиралтейство, каналы - линии на Васильевском острове. Однако элементы регулярного плана вводились и в Москве (Красная, Театральная, Лубянская площади), в больших и малых городах и даже в деревнях. В течение ХVIII века вводилась типовая застройка по "образцовым" проектам для людей разного состояния. Дворцы императоров и знати демонстрируют смену стилей, более быструю, чем на Западе.

При Петре I вначале преобладал прозаичный комфортабельный голландско-немецкий классицизм, но к концу его царствования (особенно npи его преемниках) стало утверждаться пышное, представительное зодчество барокко (Двенадцать коллегий Доменико Трезини в Петербурге, двoрец с водным каскадом, фонтанами и каналом в Петергофе).

"Китайский дворец" в ОраниенбаумеПри Елизавете Петровне Растрелли создал великолепный, торжественный, полный парадного величия стиль, сочетающий черты классицизма (размах строгих прямолинейных планов), барокко (пластичность, динамика архитектурной и скульптурной обработки фасадов) и рококо (прихотливый криволинейный узор, раскраска в "приятные глазу" тона). Екатерина II предпочла классицизм - один из самых привлекательных в мировом зодчестве, сочетающий строгость линий, мягкую пластику, нежность отделки: Чарльз Камерон (ансамбль в Павловске, галерея в Царском Ceлe), Антонио Ринальди (Мраморный дворец в Петербурге, "Китайский дворец" в Ораниенбауме), Юрий Фельтен (решетка Летнего сада в Петербурге) - придали мягкое изящество столице и ее пригородам. Но позже возобладал мужественный, героический стиль зрелого классицизма, который представили в Петербурге Джакомо Кваренги (Академия наук, Александровский дворец в Царском Селе), Иван Старов (Таврический дворец), а в Москве Василий Баженов и Матвей Казаков. Обе столицы получили импозантный, величественный облик. Баженов в Царицыне, Казаков в Петровском дворце использовали романтический стиль псевдоготики, сочетая кирпич с белокаменными деталями.

Вершина русского классического стиля - русский ампир ("поздний классицизм"). При Павле I и Александре I в Петербурге выстроены целые районы, грандиозные ансамбли, пpидавшие Петербургу имперское величие и размах, достойные народа, победившего в наполеоновских войнах грозного противника. Биржа Тома де Томона, Казанский собор и Горный институт Андрея Воронихина и особенно колоссальные и вместе с тем стилистически очень цельные комплексы Карло Росси - Главный штаб, полукругом охвативший Дворцовую площадь, Михайловский дворец с парком, Сенат и Синод, соединенные аркой над улицей, создали беспримерно величественный центр столицы, чудо, спорящее с ансамблями Рима и Эдинбурга.

В Москве Осип Бове и Доменико Жилярди создали более интимный вариант русского ампира. При Николае I классицизм уступил место направлению, называемому эклектикой или историзмом, суть которого заключается в подражании древнерусскому искусству, готике, Ренессансу, барокко. Наиболее знамениты Большой Кремлевский дворец, храм Христа Спасителя, построенные в русско-византийском стиле Константином Тоном.

Постройки ХIХ века - фабрики, вокзалы, пассажи - часто поражают новизной композиции, отвечающей новым функциям, новизной конструкций из металла и стекла. Долгое время, с легкой руки архитекторов модерна, художественные достоинства архитектуры XIX века ставились под сомнение, однако сейчас, благодаря исследованиям Е.И. Кириченко и Борисовой происходит пересмотр отношения к этому стилистическому направлению, произведения которого отличаются качеством исполнения деталей, разнообразием художественных приемов и семантической насыщенностью. Следует отметить, что именно постройки XIX столетия определяют облик большей части городов России.

К концу XIX - началу XX века относятся поиски нового, цельного стиля в архитектуре. Новая архитектура начинается с работ живописцев, когда Bиктор Васнецов спроектировал в Абрамцеве под Москвой церковь и "избушку на курьих ножках", а Ф.О. Шехтель особняк С.П.Рябушинского. На рубеже веков Франц Шехтель и Федор Лидваль в Петербурге с блеском продемонстрировали свои варианты русского модерна: вначале "живописный", с асимметричными объемами, гнутыми, ветвящимися линиями, разноцветными материалами, с фантастическими образами в духе поэзии символизма ("подводное царство", "сцены рыцарских времен"), затем последовал "графический модерн" с сеткой легких, как бы прозрачных членений, гирлянд и медальонов.

Завершала эволюцию "модерна" подчеркнуто массивные, тяжеловесные постройки либо искусные имитации древнерусского зодчества или же классицизма.

 Страницы: 123

С этой статьей о России также читали:

  Александр Порфирьевич Бородин

  Большой Кремлевский дворец

  Инна Чурикова. "Царица" Захарова, муза Панфилова

  Князь Владимир I Святославович

  Александро-Невская Лавра

© 2004—2025 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU