![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Португалия: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Город света «Здесь кончается земля и начинается море» Обитель португальской знати Душа Португалии Лазурный край, куда Фетида нежно завлекает Васко да Гама Жузефа Обидушская В Португалии падает рождаемость и продолжительность жизни Королева Португалии Мария II Цесария Эвора.История жизни Зека Афонсо Диктатор.Антонио де Оливейра Салазар Тордесильясское соглашение Руй Синатти - исследователь Португальского Тимора Роль свиньи в политической жизни |
Каждый день в историческое место съезжаются многочисленные автобусы с зарубежными туристами. Приезжают и приходят сюда и тысячи португальцев. Ни один посетитель не минует Вифлеемскую башню святого Винсента - оригинальное крепостное сооружение, узнаваемое с первого взгляда. Названная в честь святого, считающегося покровителем Лиссабона, башня давно стала символом города. Словно могучий галеон, она стоит в водах реки Тежу, обращенная к Атлантическому океану, бескрайние воды которого начинаются совсем рядом. Столетиями от Вифлеемской башни отчаливали каравеллы, шедшие за тридевять земель: в Африку, Индию, Китай, Японию. Но предназначалась она прежде всего для обороны города. Когда в 1514 году архитектор Франсишку де Арруда получил от португальского короля Мануэла заказ на строительство, на месте будущего необычного форта уже проходил оборонительный рубеж. Чтобы обезопасить Лиссабон со стороны океана, посреди Тежу затопили большой боевой корабль. Его пушки в случае необходимости должны были помочь остановить неприятеля, дерзнувшего войти в устье реки с немирными намерениями. Долго такая импровизированная водная крепость продержаться не могла. Да и негоже было империи, только что проторившей путь в Индию и получившей в свое распоряжение торговлю вожделенными пряностями, встречать суда, стремившиеся в Лиссабон со всего света, столь неприглядным зрелищем. Посреди Тежу было решено возвести сооружение, достойное нового международного статуса Португалии. "Лиссабон того времени представлял собой крупный космополитический город, на который было обращено внимание всего мира, восхищенно взиравшего на новые диковинные штучки, привозимые португальскими мореплавателями из заморских стран, - пояснила директор музея Вифлеемской башни Изабел Круж Алмейда. - В разгаре была эпоха Великих географических открытий, которую на современный лад можно назвать первой глобализацией. Как точно выразился наш великий поэт ХХ века Фернанду Пессоа, "море стало соединять, а не разделять".
Орнамент, украшающий башню, содержит обычный набор, характерный для стиля мануэлину, возникшего при короле Мануэле и превратившегося в визитную карточку португальской архитектуры. Внимательный глаз без труда различит изображение канатов, раковин, водорослей и прочие сюжеты из жизни мореплавателей, призванные увековечить в камне приоритет португальцев на просторах Мирового океана. Не забыты и диковинные твари, ставшие известными европейцам благодаря португальским путешественникам. Особенно занятна голова носорога, подпирающая одну из башенок. Этого невиданного дотоле зверя португальцы привезли своему королю в качестве дара правителя одного из индийских торговых городов. "Архитектурный стиль башни стал отражением первых контактов с неизвестным европейцам миром, - отметила Изабел Круж Алмейда. - Та эпоха, как очевидно теперь, была для Португалии временем, когда она внесла в историю человечества едва ли не наибольший свой вклад". Но стиль, хотя и стал предметом самого пристального внимания архитектора, не был самоцелью. "Все-таки в первую очередь башня предназначалась для целей предельно практических, - продолжила директор музея. - Она строилась, чтобы отражать атаки неприятеля, и была в полной мере готова выполнять эту задачу". Идеальное местоположение, прекрасный обзор, дающий возможность обстреливать все устье реки, шестнадцать надежно защищенных толстыми стенами орудий превращали башню в грозного стража. Внутри крепости все предусмотрено для того, чтобы при необходимости выдержать длительную осаду.
| |||||||||
|