|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Португалия: О стране Информация о визе Прокат автомобиля Памятка туриста Достопримечательности Экскурсии Гостиницы и отели Все статьи Город света «Здесь кончается земля и начинается море» Обитель португальской знати Душа Португалии Лазурный край, куда Фетида нежно завлекает Васко да Гама Жузефа Обидушская В Португалии падает рождаемость и продолжительность жизни Королева Португалии Мария II Цесария Эвора.История жизни Зека Афонсо Диктатор.Антонио де Оливейра Салазар Тордесильясское соглашение Руй Синатти - исследователь Португальского Тимора Роль свиньи в политической жизни |
Жузефа де Айала и Кабрейра, или Жузефа Обидушская (1630-1684)Да-да, тот самый художник, прославивший в веках крохотный и живописный городок Обидуш, была женщина! Это поразительное открытие совсем не так поразительно, если вглядеться в шедевры – необыкновенно нежные лица персонажей религиозных сюжетов и по-домашнему расположенные элементы ее знаменитых натюрмортов. Удивительно, насколько современны ее картины более трехсот лет спустя! Загадкой живописи Жузефы Обидушской для искусствоведов и сегодня является то, как, никогда не покидая стен Обидуша, она прекрасно знала и чувствовала каноны и приемы современного изобразительного искусства, казалось, ей знаком весь мир. Родилась Жузефа в Севилье, в 1630 г. в семье выдающегося художника из Обидуша Балтазара Гомеша Фигейры и его супруги Доны Катарины де Айала и Кабрейра. Семья вернулась в Португалию в 1632 г., Балтазар Фигейра участвовал в сопротивлении и был в рядах сочувствующих герцогу Браганса, а потому в столице Андалусии оказался персоной «нон грата». Неясно, сразу ли девочка приехала с родителями в Португалию, или провела годы младенчества с бабушкой. Ясно лишь, что когда в 1640 г. Португалия восстановила независимость от Испании, и на престол взошел Жуан IV, Балтазар Фигейра вернулся со всей семьей (Жузефой и ее сестрой Луизой) в родной Обидуш и стал жить в усадьбе Да Капелейра. Девочке в ту пору было всего десять лет, и уже с такого нежного возраста стала всем очевидна ее склонность и талант к изобразительным искусствам: живописи и гравюре по металлам. В 1653 г. Жузефа выполнила гравюру для издания Статутов Коимбры. Затем она работала над росписью церквей и конвентов и была портретистом королевского семейства. Ее кисти принадлежат портреты Марии Франсишки Изабел Савойской, супруги Афонсо VI и затем Педро II, а также ее дочери, инфанты Д.Изабел, невесты Витора Амадеу, герцога Савойского (для жениха и был написан портрет). Картины Жузефы украшали влиятельные монастыри Алкубасы, Батальи и Эворы, и конечно церкви Обидуша, более всего церковь Св.Петра, где похоронена художница. Существуют ее работы в небольших церквях Пениша, Торреша Ведраша и др. окрестных провинциальных городков. Любимым мотивом художницы было изображение цветов и фруктов: в натюрморте ей нет равных, пожалуй, за всю историю португальской живописи. Гравюры по металлу также приобрели известность. Популярность при жизни была огромна: очень многие аристократы, следовавшие на воды первого термального курорта в Калдаш да Раинья, сворачивали с пути, чтоб заехать в Обидуш и засвидетельствовать Жузефе свое почтение. Жузефа обидушская стала самой яркой фигурой в португальском изобразительном искусстве XVII в. и ведущей художницей раннего барокко. Для нас она навсегда останется загадкой, «незнакомкой», т.к. автопортрета, увы, не оставила…
Перепубликация с www.igrejabranca.ru
Проникновение португальского языка в Бразилию | |||||||||
|