![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Палестина: ![]() ![]() Экономика Палестины Герои и жертвы палестинской истории Палестинцы готовят "белую интифаду" История древней Палестины, от неандертальцев и до наших дней Палестинский человек века Тяжелая жизнь палестинских геев Палестина. Вифлеем В Палестине 10 тысяч детей выучили Коран наизусть Один день в Палестинской автономии Палестина, катастрофа 1948 года и грядущий День освобождения Конференция в Осло… и ее забытая годовщина Без права на возвращение, мир в Палестине невозможен Поджог мечети аль-Акса На палестинской фабрике оружия На помощь Палестине скинутся всем миром |
В 3-2-м тысячелетиях до н. э., когда Палестина была заселена ханаанеями, развивались поселения городского типа - Иерусалим, Иерихон, Бейсан, Мегиддо, Лахиш (Тель-эд-Дувейр) с оборонительными сооружениями из камня или сырца, каменными храмами (по планировке близки храмам Сирии, Финикии), водопроводными тоннелями; сохранились рельефы, круглая скульптура, мелкая пластика, зооморфные керамические сосуды. Важнейшее сооружение периода Израильского и Иудейского царств (вторая половина X-VI вв. до н. э.) - храм Соломона в Иерусалиме (X в. до н. э., не сохранился). Значительное развитие получила глиптика. К эллинистическому времени и до IV в. н. э. относятся гробницы с росписями (в Марисе); к римскому времени - остатки храмов (Диониса в Бейсане), театров (в Бейсане, Цезарее), акведуков, жилых домов с мозаиками и скульптурой, мраморные саркофаги с надгробными бюстами и рельефами; ко II-IV вв. - синагоги, сочетающие черты местной, римской и сирийской архитектуры (в Капернауме). Сохранились базилики, монастыри, храмы и укрепления византийского времени. С приходом арабов (VII в.) разрабатываются типы мусульманских культовых и светских зданий (мечети Куббат ас-Сахра и аль-Акса в Иерусалиме, замок Хирбет аль-Мафджар). От времени крестоносцев (XI-XIII вв.) остались преимущественно замки (в Цезарее), крепости. Из архитектурных памятников XVI - начала XX в. (Палестина в составе Османской империи) выделяются синагога в Сафеде (середина XVI в.), мечеть в Яффе (1810). С конца XIX в., с притоком в Палестину переселенцев-евреев, в местную культуру стали проникать художественные традиции различных стран. Архитектура, в этот период пронизанная духом эклектизма, позднее развивалась в формах современных западноевропейских стилей.
Во второй половине XX в. экспансия Израиля (создано как независимое государство на части территории Палестины в 1948) и борьба арабского народа Палестины за свои права вызвали к жизни искусство, направленное на утверждение национального самосознания палестинских арабов. Произведения прогрессивных палестинских художников покоряют своей искренностью, проникновенным глубоким переживанием трагедии своего народа, страстным призывом к борьбе до победы (Исмаил Шаммут, "Забастовка", 1962; "Лагерь Тель аз-Заатар", 1976: Тауфик Абд аль-Аль. "Жертвы революции", 1976; Тамам аль-Акхаль. "Лик Палестины", 1978; Мухаммед Хаграс, "Лагерь Тель аз-Заатар", тонированный гипс, 1979). Народное творчество арабского населения Палестины - национальные костюмы из домотканой материи, с вышивкой и аппликацией, ювелирные украшения, музыкальные инструменты, керамика, художественные изделия из металла, стекла, перламутра, оливкового дерева.
| |||||||||
|