Кувейт
Кувейт
Маврикий
Маврикий
Ниуэ
Ниуэ
Греция
Греция
Ватикан
Ватикан
Тайвань
Тайвань
Словакия
Словакия
Йемен
Йемен
Австрия
Австрия
Марокко
Марокко
Перу
Перу
Пакистан
Пакистан
Словения
Словения
Сальвадор
Сальвадор

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Мали:

О стране
Гостиницы и отели
Все статьи


Уму Сангаре (Oumou Sangare)

Cекреты Тимбукту

Салиф Кейта

Космическое око догонов

Красоты Мали

Политическое состояние и государственное устройство

Экономика Мали

Население Мали

Природа и климат

Внутренняя дельта Нигера

Река Нигер

Народ бозо

Культура фульбе

Народ фульбе

Народ сонинке


Мали - Если нужен фетиш

Если нужен фетиш

  

Подраздел: Cтатьи о Мали | Мали
Страницы: 1

Догоны — анимисты (от латинского "anima", то есть "душа"). Согласно их представлениям, мир вокруг одухотворен, во всем, что нас окружает, живут духиСчитать, что догоны живут только на плато Бандиагара, все равно что думать, будто все москвичи родились в столице. С первым представителем загадочной народности мы знакомимся в день приезда в Бамако: это Сиди, наш гид по городу, улыбчивый симпатяга ростом под два метра. Сиди учился в Лейпциге, говорит по-немецки, по-французски, на языке бамбара и еще на четырех диалектах языка догонов — у его отца были четыре жены из разных деревень. У Сиди красивые руки с длинными пальцами, на которых нельзя не заметить колец: одно — на левой руке, два — на правой.

— Что это за кольца, Сиди?

— Вот это, — он протягивает руку, — от злых духов. А это, — показывает другую, — приносит удачу.

Догоны — анимисты (от латинского "anima", то есть "душа"). Согласно их представлениям, мир вокруг одухотворен, во всем, что нас окружает, живут духи. Они могут гневаться или проявлять милосердие, а также усиливать желания людей и транслировать их в пространство...

— А тебе случалось что-нибудь просить у духов? — Сиди согласно кивает.

— Чего, например? — Пауза. — Извини, об этом не принято говорить.

— А как ты это делаешь, рассказать можно?

— Можно… — Сиди собирается с мыслями. — Прежде всего я ищу фетиш. Приношу жертву и говорю ему, чего хочу.

— Фетиш всегда один и тот же?

— Нет, конечно. — Сиди рад, что может мне хоть что-то растолковать. — Все зависит от того, о чем я хочу попросить. Разные просьбы — и фетиши разные.

Сиди знает, где и у кого искать понадобившийся фетиш — неодушевленный предмет, обладающий магической силой. Знакомых у него много. Мы же в Бамако гости, а потому отправляемся на рынок — присмотреться...

Лавки, лавочки, навесы, сарайчики, лотки. Покупателей почти нет — не сезон. Музыкальные ряды тихи, а инструментов не счесть. Динь-диньдинь — палочки с резиновыми подушечками извлекают несколько легких нежных звуков. Со мной уходит маленький ксилофон — восемь деревянных пластинок, прикрепленных к трем тыквочкам-резонаторам. В пару к нему продавец уговаривает взять небольшой инструмент, похожий на банджо: круглая дека обтянута белой кожей, на светлый фон кисть мастера бросила стайку черных чаек, желтые струны звучат густо и ждут умелой руки… По соседству продают ткани с всевозможными оттенками синего с белым орнаментом: полосы, квадратики, звездочки. А вот — рубашки, шарфы, покрывала: "Ну купите же, я уступлю, мадам…"

Маска-буйволаИ, конечно, маски. Они повсюду. Стилизованные головы неземных существ, вырезанные из дерева, разрисованные и покрытые орнаментом из цветного бисера и мелких раковин. Огромные, предназначенные для ритуальных танцев, и маленькие — маски-талисманы. Наконец, маски-украшения — для жилищ европейцев.

Тут же скульптуры из дерева и глины. Вот догон в молитвенной позе. Продавец уточняет: он испрашивает пять лет дождя... Подобные фигурки — самые популярные на рынке. И это неспроста. В Мали есть все — от безводной и безлюдной Сахары на севере до влажных тропиков на юге. На севере в удачный год даже 50 мм осадков — счастье. На юге же за год с неба выливается полтора—два "метра" воды. Сезон дождей длится с июля по октябрь—ноябрь. В сухой сезон (с ноября по июнь) дуют прохладные северо-восточные ветры, вызывающие песчаные бури. Весной, в апреле—мае, в Сахаре властвует раскаленный ветер харматтан.

Оранжевая дорога тянется мимо уходящих к реке улиц без названий. Жизнь протекает прямо на них: двери невысоких строений распахнуты, их обитатели, пристроившись у порога, беседуют, жарят и тут же трапезничают, мастерят, купают в тазу детей... Малышей, гнездящихся за материнскими спинами, не слышно: они либо спят, либо внимательно вглядываются в окружающий их мир. Дети постарше походят на птичьи стайки — стоит притормозить, они уже тут как тут, щебечут-скандируют по-французски "аржан — аржан", "кадо — кадо" — а вдруг и в самом деле перепадет маленькая денежка или полезный пустячок?

Ольга Соколовская

 Страницы: 1

Перепубликация с archive.travel.ru


С этой статьей о Мали также читали:

  В джунглях Западной Африки

  Свидание с марабу

  Остров Дженне

  Пахучая архитектура Дженне.

  Стенбок

© 2004—2025 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU