Позднее Гарви писал: "Мужчинам и женщинам, таким же чёрным, как я, или даже чернее, при вест-индском общественном устройстве хотелось считать себя белыми. Мне было очень и очень сложно открыто употреблять слово negro, хотя каждый про себя называл чёрного человека ниггером".

Большая часть собственного народа оставалась враждебной к идеям Гарви. По иронии судьбы, его самыми горячими приверженцами были мэр Кингстона и католический епископ, оба белые.
К 1915 году разочарованный Гарви переписывался с Букером Т. Вашингтоном в ожидании личной встречи, которую они собирались устроить в Алабаме, но Вашингтон умер раньше, чем она произошла. Сытый по горло неприятием ямайцами концепции чёрной гордости, Гарви в 1916 году уезжает в Штаты в поисках учеников.
Проехав примерно 35 штатов в ожидании найти более благодарную аудиторию, он наконец нашёл её в Гарлеме, и в следующем году объявил об образовании UNIA - Всемирной Ассоциации За Улучшение Положения Негров(Universal Negro Improvement Association) - как братского союза местных политиков, ведущих предпринимателей и честолюбивых, с развитым чувством гражданского долга, чёрных.
Однако Гарви не устраивал статус его организации как политического клуба, и вскоре ассоциация стала кафедрой для проповеди его программы репатриации чёрных, которую он считал решением американских (да, пожалуй, и мировых) проблем взаимоотношения черных и белых народов.
Гарви гениально умел использовать средства массовой информации, издавая газету под названием "The Negro World" и ежемесячный журнал "The Black Man"; также он создал пароходную компанию, которую он окрестил "Чёрная Звезда"(Black Star Line). Он заявлял, что в UNIA состоят два миллиона человек, и организовывал зрелищные шествия и собрания в Madison Square Garden, где воспламенял своих последователей речами на тему "Эфиопия, Земля наших отцов!"
Маркус Мозайа Гарви - быть может, первый убежденный адепт Черного Сознания, приобретший известность в начале ХХ века. Именно его послания к Черной Расе вдохновляли многих и многих глав правительств образовывавшихся за последние 30 лет независимых Африканских государств, именно его влияние распространилось и на движение "Черная Власть" ("Black Power"), опять поднявшее голову в середине 60-х годов.
Взгляды Гарви сформировались в 20-30-е годы, когда он сконцентрировал свое внимание на угнетение и неприятие чернокожих белым западным миром повсюду, будь то в Вест-Индии, в Латинской Америке или даже в Африке.
Маркус Гарви - выразитель оригинальной, высокодуховной и высокоразвитой культуры Черной расы. Его послания говорят о реальности для всех черных людей в мире объединиться и вспомнить свое скрытое наследие и культуру, из которых их предшественники были вырваны и ввергнуты в рабство. "Африка для Африканцев - дома и за границей", говорил он, веруя в репатриацию на Африканский континент всех, кто хотел бы вернуться.
Философские фундаментальные положения Гарви выражали веру в братство людей. Вера и справедливость для всех виделись им как единственный путь достижения мира на Земле, чтобы будущие поколения людей вновь могли называться "блаженными" ("blessed").
Принято считать, что Маркус Гарви предсказал коронацию Черного Короля в Африке, который вскоре приидет в мир и принесет освобождение Африке и ее угнетенному рассеянному народу повсюду в мире. "Воззри на Африку, ибо там коронуется Чёрный Царь; и Он будет Избавителем".
Однако, согласно недавним исследованиям, проведённым такими исследователями, как Р. Хилл(Robert A. Hill) из Университета Лос Анжелеса (UCLA), нет никаких свидетельств, что Гарви вообще когда-либо произносил такое пророчество о божественном чёрном африканском Царе. Если бы оно действительно принадлежало Гарви, то для него это было бы слишком заметным отклонением от его обычной чисто политической позиции, т.к. хотя он иногда и вставлял в свои речи элементы церковной риторики, проповедником или пророком себя, однако, никогда не считал.
Более того, он неоднократно критиковал Селассие, считая успешное вторжение в Эфиопию Муссолини в середине 30-х годов доказательством административного бессилия Царя Царей.