Гаити
Гаити
Монголия
Монголия
Венгрия
Венгрия
Испания
Испания
Суринам
Суринам
Гвиана
Гвиана
Маврикий
Маврикий
Камбоджа
Камбоджа
Эквадор
Эквадор
Нигерия
Нигерия
Тайвань
Тайвань
Вануату
Вануату
Мальдивы
Мальдивы
Гватемала
Гватемала

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Иран:

О стране
Все статьи


Традиционные музыкальные инструменты

Южное (морское) побережье

Северное (внутреннее) побережье

Остров Кешм

Природные чудеса Ирана

Провинция Чахар-Махал-Бахтияри

Провинция Исфаган

Провинция Семнан

Врачевание в Иране

Медицина и лечение в Иpане

Ирранские зарисовки

Кальян в Иране ушел в подполье

Что нужно знать туристу

Религиозная жизнь

Гостиницы в Иpане


Иран - Так что же сказал Заратустра?

Так что же сказал Заратустра?

  

Подраздел: Cтатьи об Иране | Иран
Страницы: 12345
Над головой - высокая глухая стена, сложенная из камней. Здесь специально не сооружают постоянной лестницы. На похоронах используют приставную для того, чтобы затруднить посторонним доступ наверх. Однако, твердо решив взглянуть на погребальную площадку, я цепляюсь за скальные выступы с риском сорваться со стенки. Гоню мысли о том, что выбираться будет еще труднее. Снова перед мысленным взором возникает жуткая картина: хищные птицы над фрагментами бренного человеческого тела. Но вижу все ту же яму и щебень. Так где же хоронят нынче зороастрийцы своих покойников? Быть может, нашли более укромное место? Ведь сегодня "башня молчания" - это проходной двор...

Сверху хорошо видна панорама Йезда. Неподалеку от черты городской застройки - обычное мусульманское кладбище. Перед возвращением в гостиницу надо побывать и там. Спуск с башни прошел благополучно: отделался всего лишь несколькими царапинами. Подхожу к кладбищенским воротам и читаю вывеску: "Кладбище зороастрийцев". Как так? А где же тысячелетние традиции? А как же оскверненная "мать сыра земля"? Ровными рядами тянутся типовые надгробия, похожие на мусульманские. На некоторых плитах - приношение покойным: апельсины и лимоны, разрезанные на дольки (видимо, чтобы усопшим удобнее было очищать их от кожуры).

Храм в СураханахУ одной из могил стоят родственники покойного. Парс, владеющий английским, объясняет: при последнем шахе древний способ погребения был запрещен как "нецивилизованный", и зороастрийцам отвели для захоронений земельные участки. А как "правильно" погребать умерших, объявили им, "это ваши проблемы". Первыми под нажимом еще шаха-отца "сломались" тегеранские зороастрийцы. В 1937 году они основали арамгах, или кладбище (букв. "место упокоения"), и забросили дахму на склоне горы.

Вопреки заповедям зороастризма, заключавшимся в том, что мертвых нужно оставлять в пустынных местах, арамгах имел проточную воду, деревья и зелень. Однако были приняты меры для того, чтобы изолировать трупы от благой земли посредством гробов, помещаемых в могилы, выложенные изнутри цементом (что было гораздо дороже трупоположений на общинной башне). Спустя два года был организован арамгах также и в Кермане, но дахму там продолжали употреблять по желанию вплоть до 1960 годов, а в Йезде кладбище начали использовать лишь в 1965-м...

Разбросанные по всему свету зороастрийцы сохранили свою энергию и предприимчивость. Каждая местная община выдвигала собственного старейшину, который находил способы решения социальных и религиозных задач. В 1960 году был созван 1-й Всемирный конгресс зороастрийцев в Тегеране, последующие проходили в Бомбее в 1964 и 1978 годах.

В 1975 году в Торонто (Канада) был созван 1-й Северо-Американский симпозиум зороастрийцев. Второй такой же состоялся в Чикаго в 1977 году. Эти конгрессы и симпозиумы были призваны установить контакты между различными зороастрийскими общинами. Однако как бы зороастрийцы ни стремились сохранять в неизменном виде свою религию и образ жизни, новое неудержимо вторгается в их быт.

Что ж, дорога прогрессу! Но если уникальные традиции исчезнут, Йезд в скором времени превратится в один из обычных "райцентров". Чем тогда привлечешь сюда туристов? Местные власти это хорошо понимают и поэтому современный Йезд - это город-музей. По предложению Международного совета по архитектурным памятникам и окружающей среде он объявлен одним из исторических памятников мира. Здесь запрещено сносить старые дома, представляющие архитектурную ценность, и строить дома современных форм, которые нарушили бы общий ансамбль города. И в XXI веке Йезд остается посланцем Средневековья, каменным глашатаем идей Заратустры.

Архимандрит Августин (Никитин)

 Страницы: 12345

Перепубликация с archive.travel.ru


С этой статьей об Иране также читали:

  Кухня Иpана

  Что посмотреть в Иране

  Судебная система

  Южное (морское) побережье

  Иранский Новый год

© 2004—2025 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU