![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Иран: ![]() ![]() Традиционные музыкальные инструменты Южное (морское) побережье Северное (внутреннее) побережье Остров Кешм Природные чудеса Ирана Провинция Чахар-Махал-Бахтияри Провинция Исфаган Провинция Семнан Врачевание в Иране Медицина и лечение в Иpане Ирранские зарисовки Кальян в Иране ушел в подполье Что нужно знать туристу Религиозная жизнь Гостиницы в Иpане |
Из-за голов людей в аэропорту Мехрабад уже машет рукой моя подруга Зухра. Я ставлю сумку и поправляю платок – обязательный для персиянок старше 9 лет. Иностранкам никаких послаблений не делают. Даже летом, в сорокаградусную жару изволь париться в брюках и "манто", напоминающем хлопковый халатик до колен. Ничего обтягивающего! Если, конечно, не хочешь, чтобы остановил патруль "Сепах-э пасдаран-э энкелаб-э эслами" – "Стражей исламской революции", играющих в Иране роль полиции нравов. Тогда штрафа не миновать. Расцеловав меня, Зухра придирчиво осматривает мой "прикид": – Чего ты укуталась? Будь проще! Она кокетливо сдвигает платок на затылок и улыбается: – Ничего не бойся! Я твой дуст! "Дуст" – друг на фарси. Я смеюсь, а Зухра серьезно советует сделать макияж. Местные девушки не выходят из дома, не изведя килограмма пудры и не накрасив губ. Даже Зухра, которая изучает социологию в Тегеранском университете, кроме родного фарси бойко строчит по-английски, по-арабски и мечтает поехать в Европу. Пока она за границей была лишь однажды, в Саудовской Аравии, когда с матерью совершила хадж – паломничество в Мекку. Это большая честь, ведь пускают не всех. – Но жить в Европе я бы не хотела. Мой дом тут, ислам – моя религия. Не пойму, почему нашу страну с великой культурой и историей Запад считает средневековым прибежищем террористов? Почти СССР
Нынешний Иран – причудливая смесь исламских традиций и "растлевающего" влияния Запада. После Исламской революции 1979 года страна двинулась к светлому будущему по дороге, указанной Кораном. Заветы аятоллы Хомейни на первых порах соблюдались свято: половая сегрегация, строгие предписания, обязательные религиозные дисциплины в школах и университетах. И само собой разумеется, запрет на аборты. Все это привело к тому, что за 20 лет население страны выросло более чем вдвое. Три четверти иранцев – люди младше 30 лет. Следовать заповедям и ограничениям в таком возрасте ой как нелегко. И при президенте Хатами правительство пошло на уступки молодежи. Но и муллы-бюрократы, занимающие важные посты, не сдались. Сейчас молодые люди разочарованы: Хатами не выполнил и половины предвыборных обещаний "осовременить" страну. Не смог. В Иране главный вовсе не президент – не Хатами или избранный в 2005 году махровый консерватор Ахмадинежад, – а "непогрешимый" аятолла Хаменеи, сменивший на пожизненном посту Хомейни. Мы тащимся на такси в обычной для Тегерана пробке по главной улице Валиаср, а с плакатов и стен смот-рят портреты аятолл. Они на каждом углу, как советская "святая троица" – Маркс, Энгельс, Ленин. Разве что с тюрбанами на головах. Вон еще и еще… Из мечети, похожей на голубую жемчужину, раздается призыв на молитву. Я кручу головой по сторонам. – Муэдзина ты будешь слышать из динамиков и по телевизору трижды в день, – тянет меня за рукав Зухра. – Главное, чтобы Бог был в сердце. Правда? Во всех общественных местах отведены для моления закрытые комнатки, устланные коврами. Кстати, опоздание на молитву иранцу простят, а вот невежливость, недружелюбие или оскорбление другого – никогда. О гостинице и речи нет. Зухра решительно заявляет: – Одну я тебя не оставлю! Преступность в Тегеране на порядок ниже, чем в Москве: по паркам и улицам можно бродить по ночам. Просто персы – очень гостеприимный народ. Зазывать в гости – это в крови. Вот и Зухра опекает меня как маленькую, даже через дорогу переводит за руку. Что, кстати, совсем нелишне при бешеном движении – на светофоры и знаки ни водители, ни пешеходы внимания не обращают.
| |||||||||
|