В этой борьбе между Византией и Персией за так называемую дорогу благовоний, в которой Аксум в силу своего географического положения был жизненно заинтересован, победительницей оказалась Персия. Аксум же, утратив прежнее влияние в Южной Аравии и контроль над красноморским торговым путем, оказался лишенным чрезвычайно важного источника своего процветания. В последующие два столетия после этого неблагоприятного для Аксума события, имевшего место в VI в., началось быстрое распространение ислама. Мусульмане, перехватив инициативу у Персии, путем следовавших друг за другом экспедиций и походов забрали в свои руки богатейший торговый путь, связывавший Средиземное море с Индийским океаном; на рубеже VII-VIII вв. они захватили острова Дахлак и установили господство над заливом Массауа. Таким образом мусульмане укрепили свои позиции на африканском побережье Красного моря, нанеся этим решающий удар аксумскому государству. Итак, с конца VI в. Аксум начал клониться к упадку. Лишенному морского побережья государству оставалось только южное направление для экспансии. Назрет (город на юге от Аксума) становится приблизительно до IX в. резиденцией патриархов слабеющего государства. Археологические раскопки показали, что начиная с VI в. аксумские правители чеканили монеты только из бронзы вместо серебряных и золотых периода расцвета государства, а в слоях, относящихся ко времени после середины VIII в., археологи уже совсем не находят собственных аксумских монет. И наконец, в период с конца VIII и до начала Х в. прежняя столица была совершенно заброшена. В государстве, ослабленном экономически и лишенном части своих территорий после роста могущества соседей, произошло также ослабление центральной власти, и в дополнение ко всему оно стало ареной значительных внутренних беспорядков, что нанесло ему окончательный удар. Прежнее население страны, оттесняемое от побережья, перемещалось все более на юг, неся с собой в глубь континента свою цивилизацию, язык и свою религию христианство. Ассимилируя местное население и его культуру, аксумиты повторяли тот же процесс, который происходил некогда при переселении в Африку южноаравийских пришельцев. Собственно, в условиях этих постоянных связей и смешений народов и цивилизаций в течение столетия формировалась своеобразная культура и очень индивидуальная форма эфиопской цивилизации. Следует добавить, что принятие христианства в период наивысшего подъема Аксума повлияло и на развитие литературы. В период V-VII вв. в Аксуме был осуществлен перевод ряда религиозных произведений, главным образом с греческих оригиналов. Именно тогда на язык геэз была переведена библия, христологические трактаты, каноническое право, апокалиптические произведения, много апокрифов, целый ряд которых вошел в эфиопский канон, выделяя его среди других (например,Книга Эпоха, Книга юбилеев). Несмотря на то что Аксум перестал существовать как самостоятельное государство и что в последующие столетия не его прежние северные территории, а другие стали центром Эфиопской империи, именно Аксум остался навсегда в памяти поколений и в национальной традиции исторической колыбелью Эфиопии. Сюда позднее прибывали на коронационные торжества правители Аксума, чтобы в знаменитом старинном кафедральном соборе Цыйон принять императорское помазание. Духовенство Аксума пользовалось политической и экономической поддержкой тех императоров, которые претендовали на возвращение влияния Эфиопии на севере и в районе побережья. Трон епископа аксумского собора всегда занимал человек, имевший звание необычное, столь же духовное, сколько и светское, звание ныбурэ ыд. Неоднократно в истории Эфиопии аксумские ныбурэ ыд становились наиболее важными политическими фигурами в государстве; к их мнению по вопросам религии, политики и армии прислушивались сидящие на императорском троне; никто, кроме императора, не мог им приказывать, да и сам император вынужден был с ними считаться. Столица исчезнувшего государства оставалась для народов Эфиопии его исторической столицей.
Источники: 1. Бартницкий А., Мантель-Heчко И. История Эфиопии